Тема: Открытый урок толерантности.

Тема Интернет-педсовета созвучна с проектом
Автор: Бизяева Мария Арсентьевна  Статья
1. Федотов Валерий Павлович, 23 августа 2004 г. 1:05:50 Оценка: 314
Более суток на этой странице не появлялось ни одной реплики. Неужели совершенно не востребована заглавная тема августовского Интернет-педсовета, которую предложила обсудить здесь Мария Арсентьевна? В чем причина?
Главную причину я вижу в приложенной статье. С одной стороны, статья настолько хороша, что совершенно не видно, с чем здесь можно спорить. А положительный опыт, о котором рассказывается в статье, будет использован буквально через несколько недель. Как только начнется учебный год, статью скачают районные методисты и дадут учителям команду провести уроки толерантности. Однако, с другой стороны, осталось после прочтения и некоторое ощущение подсознательной неудовлетворенности, подтолкнувшее меня к этим размышлениям.
Центральный сюжет урока – история Холокоста. Современна ли она, не устарела ли? Близка ли нынешним школьникам? Не лучше ли обратиться к более современному материалу? И малейшее развитие сюжета порождает новые сомнения.
Вот государство Израиль, образование которого стало одним из последствий Холокоста. Однако именно эта страна оказалась одной из самых агрессивных за последние полвека.
Вот фашисты, преступления которых против человечества осуждены международным трибуналом. Но не стал ли Гитлер для нынешних школьников столь древней историей, как и служивший ему образцом для подражания Чингисхан?
И о германском ли фашизме надо говорить сегодня? Ведь вот они здесь, рядом, наши доморощенные фашисты, скинхеды, нацболы. Но не евреев убивают они, а таджиков, азербайджанцев…
В военные и послевоенные годы отношение к фашизму альтернатив не допускало. И невольно переносилось на всех немцев. Не только на оккупантов, но и на тех немцев, которые жили в соседнем дворе. Хорошо помню братьев Вольфов: Сергей был моим одноклассником в первом классе, а Владимир – во втором. Не самые глупые были парни, но на второй год дружно оставили обоих: не имея возможности отомстить Гитлеру, учителя «мстили» беззащитным Вольфам.
О толерантности ли это? Или о ее отсутствии?
2. Мочнева Лариса В., 23 августа 2004 г. 7:38:32 Оценка: 169
Действительно, грустно, если уроки толерантности будут проводиться по команде сверху... Хотя многое делается и учителями, и детьми, без команды, по велению сердца и совести. Примеров много. Тема Холокоста не устарела; проблемы ивалидов наконец-то стали признаваться открыто. Не секрет, что долгое время у нас делали вид, что проблемы инвалидов нет. Надо выходить на более широкую аудиторию: телевидение, радио, Интернет.
3. Селиванова Татьяна Николаевна, 23 августа 2004 г. 14:41:07 Оценка: 261
Красивое слово какое - толерантность... А Вы придите в любой дет.сад, или в школу любую и поспрашивайте воспитателей и учителей - что это такое? Больше чем уверена - половина затруднится обьяснить значение этого термина. Вот Вам и толерантность. Может русский синоним подобрать нужно? Она ведь есть у нас, пусть не поголовно, но есть, не все же мы скинхэды. И почему для обычного, нормального, естественного человеческого чувства нужно сначала придумать "заумное" название, а потом начать нас ему учить как чему-то новому.Может быть я не права?
4. Верхотурова Надежда Анатольевна, 23 августа 2004 г. 18:29:27 Оценка: 220
Слово "толерантность", возможно, и не все учителя пока могут расшифровать. Но проблемы, связанные с терпимостью, способностью к нормальному общению с людьми, которые отличаются от общей массы, педагогам, особенно классным руководителям, приходилось решать и ранее, приходится решать и сейчас. И не только по национальным признакам возникают трения, изгоем в классе может стать и тот, кто чем-то отличается от большинства, не придерживается общепринятого мнения. И особенно обостряются эти проблемы в подростковом возрасте. "Возможно быть другим" - простая формула, но как непросто сделать так, чтобы научить ее применять...
5. Ведущий, 24 августа 2004 г. 8:16:11 Оценка: нет
Трудно научить толерантности. Подростка тем более. Им проще быть толерантными к безобидным инвалидам, к дружелюбным иностранцам, но проявить терпимость к человеку, пытающемуся навязать свою точку зрения, доказывающему что ты не прав - слишком трудно для подростка. Они же все максималисты. Они - то точно знают как все должно быть. И один урок в неделю не спасет кого-то от избиения. Годы тратишь на воспитание - и все равно приходится задумываться - где и что сделал неправильно?
6. Решетов Евгений Валерьевич, 24 августа 2004 г. 9:13:34 Оценка: 50
"Толерантность - норма жизни" или "Ребята давайте жить дружно" по моему на одном уроке научить этому невозможно.
7. Киселева Наталья Витальевна, 24 августа 2004 г. 12:54:10 Оценка: 183
Проблема терпимости в России стоит из покон веков (Россия - это многонациональное государство). Она не сейчас возникла. Почему мы обращаемся к ней в 21 веке? Какова цель обращения к этой проблеме? Возможно ли ее осуществление, имея яркие примеры из повседней жизни (не только в России), идущие в разрез терпимости?
8. Ведущий, 24 августа 2004 г. 17:36:12 Оценка: нет
Удивительный парадокс. Уже общепринято толерантность понимать как терпимость. Я раньше тоже так считала. В первую очередь толерантность - это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься, с кем имеешь дело, проявляешь терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту - все лучшие качества человеческой личности. В первую очередь этими качествами души обладает педагог. Даже и не зная смысла слова,он уже толерантен по отношению к детям. Тема толерантности действительно актуальна. Только не о Холокосте надо говорить. А о СМИ. Телевидении, печати и Интернете    - последствия такого воспитания пострашнее трагедии Холокоста. Там было физическое истребление людей. А здесь - морально убивают не созревшие души ребят. А убийства, жестокость, столкновения на религиозной и национальной почве - это уже результаты такого варварского воспитания. Я поместила ниже еще один воспитательный проект в этом разделе обсуждения. И ценность моего второго проекта в том, что он может защитить неокрепшие души детей, на примерах исторических традиций родного края, научить правильно осознавать и оценивать все происходящие в мире события. И в Интернете должны быть педагоги-воспитатели. Невозможно наших подростков отстранить от мира сего, и от Интернета в том числе. Необходимо не только обучать работе в сети, но и воспитывать. И не кому-нибудь, а нам-педагогам. С этой точки зрения Интернет-педсовет является не только площадкой для общения учителей, но и для обучения педагогов-воспитателей. И закрыть Интернет-педсовет просто не педагогично.
9. Любезный Виктор Владимирович, 24 августа 2004 г. 18:52:19 Оценка: 184
Проблему отсутствия толерантности нельзя решать только в ключе воспитания. Это проблема всей обстановки в стране. Как говорил в одной из своих программ Виктор Шендерович, "московская ментура про толерантность сама кому хочешь лекцию прочтет; увидит на улице (как это у них называется?) хачика, азера или чурку какую, остановит — и ну ему рассказывать про толерантность! Но не бесплатно, ясное дело. Короче, все в порядке у нас с толерантностью". И это далеко не единственный пример. Здесь всё в куче: и война на Кавказе, и пресловутая неограниченная "свобода слова", когда каждый может публично говорить всё, что у него на уме, даже если ума нету, и ещё много чего. И пока обстановка по стране в целом не нормализуется, дети будут учиться антитолерантности, и перевоспитать их будет весьма и весьма сложно.
10. Иванова Надежда Валентиновна, 28 августа 2004 г. 8:16:02 Оценка: 71
8>> Уважаемая Мария Арсентьевна! Педагог-воспитатель в Интернете - это идея. Только как её осуществить?
11. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 14:26:00 Оценка: нет
10>> Педагог-воспитатель в Интернете - это идея. Только как её осуществить?
- В первую очередь, личным примером.
Сама Мария Арсентьевна - вполне подходящий пример.
12. Бизяева Мария Арсентьевна, 28 августа 2004 г. 21:53:55 Оценка: нет
Благодарю, Валерий Павлович! Я искренне восхищена Вами. Вы верно поняли, используя ресурсы сети, хотелось бы не только обучать, но и воспитывать ребят.
13. Dan David Ab., 29 августа 2004 г. 21:02:08 Оценка: 94
ЦИТАТА:
---Неужели совершенно не востребована заглавная тема августовского Интернет-педсовета---
Валерий, а Вы уверены, что эта тема востребована в государстве, частью которого является и система образования?

ЦИТАТА:
---Центральный сюжет урока – история Холокоста. Современна ли она, не устарела ли? Близка ли нынешним школьникам? ---
Я в ужасе!!! Если эта тема не современна, то будьте любезны, получите новые "холокосты" - каждый день! Я бы сказал так, что и сама тема Холокоста есть последствие более ранних и более актуальных тем. А не близка она нынешним школьникам именно потому, что до сих пор им рассказывают небылицы в курсе "История"... В том числе, и тысячи незахороненных солдат ВОВ, и памятники "Мирным советским гражданам", и даже элементарная неспособность (нежелание) сообщить о количестве жертв СССР во Второй мировой войне.
ЦИТАТА:
---Вот государство Израиль, образование которого стало одним из последствий Холокоста. ---
По годам не сходится - 1945 - окончание войны, 1948 -  с очень большим трудом прошло голосование "за".
Напомню, что уже в 1948 шли еврейские погромы в Польше!!! Где земля еще дышала кровью и пеплом уничтоженных людей. В те годы мир еще не говорил о Холокосте, так что подвешивать к нему образование государства Израиль по меньшей мере наивно. Смахивает на издания "Политиздата" восьмидесятых.
ЦИТАТА:
---Однако именно эта страна оказалась одной из самых агрессивных за последние полвека. ---
Можно у Вас, Валерий, уточнить насчет статистики и параметров замера агрессивности по странам? Или Российские средства массовой информации Вас вполне устраивают? Тогда - да, там ничего нет про жертвы израильского населения, нет ничего (хотя сейчас, вроду очухались, и кое-что показывают) про военизированные лагеря исламистов, где пяти-шести-летние дети хотят убивать. С этими послесмтвиями мы уже сталкиваемся в России. Надо было столько лет молчать и пестовать исламский джихад, чтобы теперьб увидеть его у себя дома?
ЦИТАТА:
---Но не стал ли Гитлер для нынешних школьников столь древней историей, как и служивший ему образцом для подражания Чингисхан?---
Насчет Чингисхана - в Монголии - национальный герой. Думаю, для тамошних "пионеров" он вполне сюжет для подражания.
С Гитлером Вы загнули - наши скинхеды очень даже чтут Гитлера, и для них он вполне современный герой. Как это удалось их учителям? Мы же сами превратили историю в скопище затхлых страшилок, вот и результат.
ЦИТАТА:
---Но не евреев убивают они, а таджиков, азербайджанцев…---
Спасибо и на том. А по мне, не важно, кого убивают. Вы же сами и пришли к отрицанию своей позиции - убивают-то потому, что история Холокоста (и не только, естественно) забыта. Убивают таджиков. Вот тут список правозащитников, врагор России издали - там практически все - русские. Убивают!!! ЭТО СТРАШНО!!! Тогда все наши уроки к черту не годятся.



14. Dan David Ab., 29 августа 2004 г. 21:03:46 Оценка: 96
ЦИТАТА из №3
---Красивое слово какое - толерантность... А Вы придите в любой дет.сад, или в школу любую и поспрашивайте воспитателей и учителей - что это такое? Больше чем уверена - половина затруднится обьяснить значение этого термина. Вот Вам и толерантность. ---
А я добавлю - разве в детском саду или школе (даже если учителя ознакомятся с понятием "толерантность") на сегодня возможна толерантность?
15. Dan David Ab., 29 августа 2004 г. 21:06:42 Оценка: 97
ЦИТАТА из №5:
---Трудно научить толерантности. Подростка тем более. ---
По моему глубокому убеждению - толерантности научить невозможно. В ней можно существовать. Это как дождь - или идет, или нет его. Прежде всего толерантность должна стать атмосферой общества. Приучить ребенка мыть руки перед едой в семье, где никто этого не делает, конечно, можно. Но сколько проку в такой учебе? И результатов? И какими методами приучать в такой ситуации.
16. Бизяева Мария Арсентьевна, 29 августа 2004 г. 21:16:26 Оценка: нет
Мне искренне жаль, что Вас здесь не было с самого начала.
17. Бизяева Мария Арсентьевна, 29 августа 2004 г. 21:18:15 Оценка: нет
Прежде чем говорить, возможна толерантность, давайте, определимся, что Вы понимаете под этим понятием?
18. Бизяева Мария Арсентьевна, 29 августа 2004 г. 21:19:32 Оценка: нет
Вы считаете, что толерантность - состояние души?
19. Петров Павел Валерьевич, 29 августа 2004 г. 23:51:25 Оценка: нет
Я понимаю толерантность как устойчивость. Устойчивость к самым разным "раздражающим" факорам. В этом смысле толерантность можно развивать, "научить" ей, если угодно...
20. Селиванова Татьяна Николаевна, 30 августа 2004 г. 16:02:39 Оценка: нет
-толерантность - состояние души? - Предлагаю убрать вопросительный знак. И научить мы ей можем хотя бы попытаться. Капля камень точит, и мы каждый день "капая" хоть одну капельку за 11 лет в школе все равно чуточку изменим мировозрение даже самого агрессивного человека.С надеждой.
21. Dan David Ab., 01 сентября 2004 г. 16:40:16 Оценка: 14
Я про толерантность вешал и в прошлом и позапрошлом годах статью - начинали от статьи-определения, и дальше через всевозможные научные ассоциации к гуманистическому понятию. Естественно, толерантность - не панацея. Как одна из проблем - где предел допустимости, терпимости. Об этом так и не договорились. А вообще интересно почитать.

А вчера очень хотелось увидеть господина Федотова - когда на новостных лентах появились сообщения сначала из Израиля, а потом из России, и сегодня - о захвате школы. Вот и думайте теперь, с кого надо начинать про толерантность рассуждать.
22. Федотов Валерий Павлович, 07 сентября 2004 г. 12:02:12 Оценка: нет
21>> А вчера очень хотелось увидеть господина Федотова... Вот и думайте теперь, с кого надо начинать про толерантность рассуждать.
- Простите, что реагирую с большой задержкой. Не заходил сюда, считая, что все закончилось в августе.
А сентябрьское продолжение - на http://pedsovet.intergu.ru
Особенно в 326 и 331 темах. David (и все)! Присоединяйтесь к продолжению дискуссии.