Тема: Интегрированные уроки - какие они?.

Это отчет по аналогичной теме на Гуру.
Интегрированные уроки информатики и математики.
Большинство учителей считает, что не только уроки математики, но и все другие нужны в компьютерном классе. Если предметник пытается проводить урок с компьютером - он информатику помогает. Нашим детям жить в компьютеризированном обществе и едином информационном пространстве Земли, и они должны уметь применять компьютер всегда и везде для облегчения себе жизни. Но это вовсе не значит, что все уроки нужно «впихивать» в компьютерный класс. Или, что любой урок с применением компьютера можно назвать интегрированным.
Хотелось бы, чтобы компьютер был в любом кабинете и, являясь рабочим инструментом педагога, многократно усиливал эффективность учебного процесса.
Теоретически, провести урок в компьютерном классе, или организовать в нем самостоятельную работу всех учащихся школы по всем предметам, вроде бы, и неплохо, но на практике это очень сложно сделать. И, ни в коем случае, нельзя из-за этого отменять уроки информатики.
Для такой работы должны быть оборудованы отдельные кабинеты, которые будут современными кабинетами ТСО, и тогда все смогут провести свои уроки, согласовав время их проведения с учебной частью, по отдельному графику работы кабинета. А для обеспечения его работоспособности и организации самостоятельной работы учащихся в нем, там должны быть специально подготовленные лаборанты. Другой вариант - самостоятельную работу учащихся перенести в должным образом оборудованную библиотеку, которая станет медиацентром школы.
Количество компьютеров должно определяться потребностью школьников, учителей и возможностями школы.
Если компьютер лишь инструмент, то и урок вряд ли интегрированный.
Интегрированный урок обязан предполагать взаимопроникновение математики в информатику и наоборот. А для этого должно произойти согласование курсов одного предмета и другого. Только в этом случае от такого урока будет толк (в смысле интегрированности, т.е. видения учеником взаимосвязи).
Будет ли урок составления программ для химических или физических лабораторных работ интегрированным? Да, даже если в его подготовке учитель физики или химии участия не принимал. Или урок с применением СД по предмету? Здесь, скорее, речь идет именно об использовании компьютера на уроке.
Может быть есть что добавить к этому?
Автор: Анисимова Ольга Владимировна 
1. Мочнева Лариса В., 23 августа 2004 г. 7:11:38 Оценка: 313
Важно действительно не путать урок с применением компьютерной техники и интегрированный урок. Урок с применением ИТ - это достаточно ИКТ-грамотный предметник ведет урок, применяя технику как демонстрационный материал, техническое средство в помощь уроку. Здесь даже и присутствие учителя информатики совсем не обязательно. Главное, чтоб предметник умел обращаться (минимально) с техникой - этому, слава Богу, учат на всевозможных курсах, было бы желание.
А вот интегрированный урок... На мой взгляд, здесь нужно вносить изменения в учебный план, чтобы можно было выделить часы для проведения таких уроков. Например, как было предложено Ольгой Владимировной, составление программ для уроков химии или физики, а потом - их применение для закрепления темы урока.
2. Рождественская Людмила Викторовна, 23 августа 2004 г. 9:06:07 Оценка: 192
Самое главное для внедрения ИКТ в преподавание других предметов, чтобы преодолен был в школе барьер, когда именно компьютер рассматривается, как предмет изучения.
После вводного курса ликвидации компьютерной безграмотности, изучение возможностей компьютера и интернета можно плавно перейти к освоению полноценного, живого, современного предметного материала.
Учить учеников  работать с учебным содержанием при помощи средств поиска и коммуникации - это и есть задача т.н. интегрированных уроков.
3. Дедюлькина Татьяна Васильевна, 23 августа 2004 г. 9:10:37 Оценка: 79
>Будет ли урок составления программ для химических или физических лабораторных работ интегрированным? Да, даже если в его подготовке учитель физики или химии участия не принимал. Или урок с применением СД по предмету? Здесь, скорее, речь идет именно об использовании компьютера на уроке.
4. Квашенко Оксана Валерьевна, 23 августа 2004 г. 9:25:49 Оценка: 154
На сегодняшний день многие учителя проводят уроки с использованием ИКТ- технологий, очень многие хотели бы провести, появился интерес и это главное!
Сейчас появилось очень много продукта который можно использовать в своей работе и техника есть.
Интегрированный урок это сложнее. Для этого необходимо вносить изменения в учебный план (согласна с Л.В.Мочневой), найти коллегу, который хотел бы работать в этом направлении, каким-то образом решить проблему оплаты учителей.

А вообще кто-нибуть проводит интегрированные уроки в г.Красноярске?

Я знаю один пример, моя коллега (М.Ю.Волкова учитель математики-информатики шк №19)пыталась провести урок математики-информатики, но это еденичный случай.

5. Решетов Евгений Валерьевич, 23 августа 2004 г. 13:17:09 Оценка: 239
Пожалуй, действительно, возникла необходимость дифференцировать уроки с применением компьютерной техники и интегрированные уроки, хотя на мой взгляд граница эта не будет четкой. Да и не суть в том как обозвать данный тип уроков. Главное что бы учащимся и учителям это приносило радость, вносило разнообразие в монотонность образовательного процесса, позволяло компенсировать недостаток наглядных пособий, позволяло разнообразить интерактивные методы обучения,и многое др. и в конечном итоге повышало мотивацию учащихся к образованию и самообразованию и учителей к расширению своих профессиональных горизонтов. Анализируя опыт работы нашего ОУ, могу поделиться следующими наработками: один из компьютерных классов полностью используется как класс для проведения медиаоборазовательных (интегрированных, уроков с ИКТ технологиями) что позволяет корректировать расписание проведения данных уроков вне зависимости от внешних условий, более того школьное расписание по мере необходимости переделывается, если в этом есть необходимость. В послеурочное время данный класс - является классом открытого доступа и работает совместно со школьной библиотекой в качестве медиаобразовательного центра. В этом учебном году назрела острая необходимость создания лекционного зала, оборудованного проекционной техникой (т.е. теперь уже 2 школьных кабинета будет полностью испльзоваться под медиа-, интернет -образовательные уроки)  
6. Королева Ольга Владимировна, 23 августа 2004 г. 22:27:37 Оценка: 108
В нашей школе проводились интегрированные уроки информатики и музыки в 8 классе. Уроки проводились обоими учителями. Результативность таких занятий, на мой взгляд, выше. Что же касается проведения уроков с использованием ИТ, то на подобные занятия отваживаются еще не многие  учителя.
7. Ведущий, 24 августа 2004 г. 8:04:11 Оценка: нет
1>> Согласна с дифференциацией уроков с применением ИКТ и интегрированных уроков. Вмоём опыте работы начало было с применения ИКТ на уроках английского языка. Учитель информатики просто обеспечивала техническое сопровождение урока. однако, постепенно стал складываться "тандем" учителя иныорматики и английского языка: участвуя в подготовке и проведении таких уроков, учитель информатики стала давать мне методические советы, подсказки. "Зачатки" интеграции вылились в групповой проект учащихся 11 класса. Учитель информатики предложила им сделать Power Point Presentation  по любой теме. Учитель английского языка предложила им тематику из уроков. В результате получились презентации: "Как сделать Красноярск более привлекательным для туристов" и "Жизнь на необитаемом острове", выполненные на английском языке. Учащиеся защищали свои проекты на английском языке. Соответсвенно, учитель англиского языка оценивала языковую сторону проекта, а учитель информатики - техническую.
8. Ведущий, 24 августа 2004 г. 8:08:10 Оценка: нет
4>> В школе №5 Советского района г. Красноярска проводился интегрированный урок математики и информатики (учителя Шныра Л.В. и Горелова Г.А.) и уроки по английскому языку и информатике(учителя Иванова Н.В. и Онапа Т.А.).
9. Ведущий, 24 августа 2004 г. 9:07:49 Оценка: нет
Интегрированный урок - это составление модели изучаемого объекта с позиции разных учебных дисциплин.Если математик изучает тему производная, представляя модель в виде математических формул и знаков, а учитель экономики дополняет к этому определение предельного продукта труда через понятие производной, а учитель информатики добавляет ко всему написание программы вычисления производной на ЯВУ, то налицо интеграция (в пределах одного урока). Все другое профанация.Пока уроков такого уровня видела мало. Возможно разработки Угриновича по созданию учебных моделей дадут возможность учителям разных предметов создавать интегрированные уроки. Нужна серьезна научная база, чтобы создавать такие уроки, нужна большая надпредметная компетентность каждого педагога, а это уже пересмотр содержания высшего и среднего специального образования.Все ведь знаем, что, приходя в школу, учитель начинает всему заново учиться, в том числе и межпредметным знаниям, учиться прописывать в тематическом плане межпредметные связи с какими-нибудь дисциплинами (к пенсии чего-нибудь накрапает, если трудоголик). Вопрос требует глобального пересмотра и обсуждение возможности интеграции через интернет - это вопрос второго плана.
10. Беспалова Лариса Валерьевна, 24 августа 2004 г. 12:17:36 Оценка: 93
Совершенно согласна с Вами, Светлана Васильевна.
Пример интегрированного урока можно посмотреть здесь: http://pedsovet.kob.ru/avgust/yarmarka/volf/freski/index.htm, но пока он один, а хотелось бы больше примеров
11. Мочнева Лариса Васильевна, 24 августа 2004 г. 12:20:00 Оценка: 94
Хочу поддержать Светлану Васильевну. Особенно в том, что нужна научная база, компетентность и, соответственно, вытекающий из этого пересмотр содержания образования. Есть где разгуляться научным работниками от педагогики.(Главное - не сильно отрываться от народа). То, что делается некоторыми учителями в этом вопросе - это самодеятельность (в хорошем понимании - ведь и из самодеятельных вырастают народные артисты...). Нужен обмен опытом, на всех уровнях, начиная со школьного. И нужна поддержка от административного аппарата.
12. Ведущий, 24 августа 2004 г. 12:41:49 Оценка: нет
Мы хотим поделиться своим небольшим, но на наш взгляд, положительным опытом в проведении интегрированных уроков «информатика+экология». На этих уроках учитель биологии ставил перед учащимися задачу смоделировать экологическую систему и просчитать различные варианты ее развития, а учитель информатики помогал реализовать эту достаточно сложную модель и выполнить ее математический анализ средствами электронных таблиц. Подобные уроки проводились в рамках ОЭР. Уроки эти интересны, продуктивны, способствует глубокому пониманию поставленной задачи. Практически проведение таких уроков осложняется нерешенным вопросом об оплате работы учителей.
13. Ведущий, 24 августа 2004 г. 15:39:11 Оценка: нет
Я считаю, что интегрированные уроки проводить нужно.
Конечно, хотелось чтобы были выполнены требования для проведении интегрированных уроков,описанные в статье Ольгой Владимировной. Но можно начать с малого.Главное, чтобы была действительная связь между предметами. Я сама проводила интегрированные уроки математики и информатики. Не обязательно проводить уроки в течении года. Можно взять какую-либо тему по математике и связать ее с информатикой. Особенно, если она сложна для усвоения. Детям нравяться такие уроки, наглядность дает более глубокое усвоение материала. Появляется стимул к реализации решения задачи на компьютере. Некоторых школьников всерьез заинтересовывает занятие программированием.
С чисто технической точки зрения, наверно немного таких школ,в которых есть оснащенные классы для проведения интегрированных уроков. В обычном классе информатики (около 10 компьютеров) можно организовать групповую или индивидуальную работу с целым классом, поочередно меняя учащихся за работой на компьютере в течении урока.
Также здесь большую роль играет заинтересованность администрации в проведении
нтегрированных уроков и соответствующая помощь. В одной из школ нашего района
проводят интегрированные уроки ИЗО и информатики, физики и информатики, и
другие таким образом,что на уроке присутствует два учителя, по тому  и другому предмету. Вопрос оплаты решается положительно для обоих. Здесь конечно нужна большая и серьезная подготовка к каждому уроку, согласованность в действиях. Лично я думаю, что оптимальным вариантом является тот, когда учитель ведет в одном и том же классе оба предмета на протяжении всего времени обучения этого класса в школе. Тогда можно судить о результатах, делать выводы о пользе интегрированных уроков.  
14. Федотов Валерий Павлович, 24 августа 2004 г. 17:33:05 Оценка: 218
А о чем все-таки спор? И есть ли он? Давайте, чтобы добавить в обсуждение четкости, зафиксируем то, что больших сомнений не вызывает.
Хотя, пардон, есть и разногласия. Вот, например,
1>> Важно действительно не путать урок с применением компьютерной техники и интегрированный урок.
– Важно для кого? Для детей? Для учителя? Для проверяльщика? Я думаю, что урок, прежде всего, для учеников. Но разве учителя часто объявляют им, как они свой урок характеризуют сами для себя, а то и вовсе только для галки? Нет, здесь мое мнение явно на стороне
5>> не суть в том, как обозвать данный тип уроков. Главное…
15. Федотов Валерий Павлович, 24 августа 2004 г. 17:34:04 Оценка: 218
14++
Но о чем говорят вот эти замечательные примеры:
8>> В школе №5 Советского района г. Красноярска проводился интегрированный урок математики и информатики (учителя Шныра Л.В. и Горелова Г.А.) и уроки по английскому языку и информатике (учителя Иванова Н.В. и Онапа Т.А.).
– Что два учителя могут сделать больше и лучше, чем один? Так оно и без компьютеров ясно (подобный опыт в математических кружках в Ленинграде хорошо известен еще с 1960-ых годов, если не гораздо раньше). Однако им платить надо вдвое больше, если классы при этом не сдваивать (тогда как в компьютерный кабинет, наоборот, класс пополам делят).
Или я только сейчас начинаю вникать в самую первую мысль:
1>> Важно действительно не путать…
– Важно по-другому записать, чтобы по-другому и заплатили? Тогда так и нужно было формулировать, а не прятать главную мысль, как кукиш за пазухой.
Как любят говорить в армии: сделал – запиши, не сделал – три раза запиши.
16. Иванова Надежда Валентиновна, 25 августа 2004 г. 7:29:38 Оценка: 98
1>> Согласна с дифференциацией уроков с применением ИКТ и интегрированных уроков. Вмоём опыте работы начало было с применения ИКТ на уроках английского языка. Учитель информатики просто обеспечивала техническое сопровождение урока. однако, постепенно стал складываться "тандем" учителя иныорматики и английского языка: участвуя в подготовке и проведении таких уроков, учитель информатики стала давать мне методические советы, подсказки. "Зачатки" интеграции вылились в групповой проект учащихся 11 класса. Учитель информатики предложила им сделать Power Point Presentation    по любой теме. Учитель английского языка предложила им тематику из уроков. В результате получились презентации: "Как сделать Красноярск более привлекательным для туристов" и "Жизнь на необитаемом острове", выполненные на английском языке. Учащиеся защищали свои проекты на английском языке. Соответсвенно, учитель англиского языка оценивала языковую сторону проекта, а учитель информатики - техническую.
17. Лежнина Марина Александровна, 27 августа 2004 г. 10:09:31 Оценка: нет
Самый привлекательный, самый наглядный и доступный интегрированный урок информатика+... это заключительный урок по РоwerPoint и тема любого предмета. Для открытого урока замечательно, всем видно (даже не посвященным), что дети умеют работать с компьютером, красочно, на большом экране.
18. Решетов Евгений Валерьевич, 27 августа 2004 г. 17:06:34 Оценка: нет
Это уже несколько устарело, нужно что-нибудь новенькое, свеженькое. А такие уроки уже, наверное, в большинстве школ еще год назад проводили и проводят :)
19. Galagan Sergei Igorevich, 29 августа 2004 г. 19:16:42 Оценка: 91
Зачем уроки, итоговые Конференции, праздник, призы конкурс, восторги! РЕЗОНАНС!!!
Резонанс  формируемых на будущее  желаний  достижимого успеха усеника, учителя предметника и имеющихся в результате изучения информатики и ИКТ  у всех возможностей.