Тема: Учитель информатики - кто он?.

Тема соприкасается с темой интегрированных уроков. Зачастую учителям информатики приходится выполнять функции, не совсем свойственные ему - по разным причинам. Ваше мнение: учитель информатики - просто учитель-предметник, или нечто большее?
Автор: Мочнева Лариса В. 
1. Мочнева Лариса В., 23 августа 2004 г. 9:04:51 Оценка: 296
Как учитель - информатик должен вести уроки, консультации, участвовать в НОУ, олимпиадах, etc. НО. Кому из Вас, уважаемые коллеги, незнакома ситуация: "ой, у меня что-то в компьютере случилось! Посмотри, а?" Как Вы поступаете?
А) Ну ладно, давай гляну - и отрываете от себя любимого некоторое количество личного времени.
Б) Я такой же учитель, как и Вы. Справляйтесь сами.
В) Повыпендриваетесь, набьете цену и с недовольным видом (или с видом Великого Посвященного) соглашаетесь снизойти до проблем простых юзеров.
Выбор - за Вами. И он зачастую зависит от отношений с коллегами. Или боязни перед начальством.
Другой аспект. "Сверху" спускается директива - информатизировать образовательное пространство школы! Отгадайте с трех раз: кто будет ответственным за процесс? Причем, иногда ответственный так и остается простым учителем (с теми же денежками, увы), без прав, но с обязанностями, выходящими за рамки должностных обязанностей учителя. Давайте тогда обязуем учителя физики следить за исправностью электросети в школе, учителя литературы раз в полгода сдавать в печать роман, или на худой конец - повесть, учителя физкультуры - добиться каждые полгода олимпийских рекордов... Абсурд, скажете? Но с учителями информатики такое происходит сплошь и рядом. И это не только мой личный опыт, общение с коллегами доказывает это. Скажите, кто в вашей школе ведет БД по ЕГЭ, БД "Ученик", и пр.? Да, согласна, оплата данных функций решается на месте, в школе. А Вы пробовали отказаться от их выполнения?.. Просто потому, что Вы не хотите этим заниматься. (Вроде имеете право ;-) ) Представили реакцию на Ваш отказ? Вот-вот, и я о том же.
Давайте поспорим, мое мнение - не истина в последней инстанции. Спасибо за внимание.
2. Любезный Виктор Владимирович, 23 августа 2004 г. 10:55:01 Оценка: 273
На 1:
Три Вами предложенных варианта ответов даны абсолютно правильно. И всё же считаю, что на этот вопрос должен отвечать не учитель информатики, а специалист по компьютерам, основной работой которого являются именно ответы на пользовательские вопросы. Тогда вариант ответа в идеале остаётся один - А (в других случаях такого "специалиста" следует гнать).
Если директива спускается "сверху", ответственным ставят директора учебного заведения. Наиболее соблазнительной кандидатурой из подчинённых, которой можно поручить эту работу, разумеется, является учитель информатики (если, конечно, в учебном заведении нет соответствующего заместителя директора или другого опытного специалиста). Ведение БД по ученикам является технической работой, и её можно вполне спихнуть на учебную часть и классных руководителей, а специалисту по компьютерам (либо учителя информатики?) поручить оказание консультативной и технической помощи. У нас, например, учителя информатики свободны от подобной лишней нагрузки: за технику и ПО отвечает выч. центр, базы ведут секретари, а информатизацией образовательного пространства занимаются заместители директора (концептуальная часть) вкупе с ВЦ (инженерная работа) и другими сотрудниками (консультации, заполнение баз и т. д.).
3. Селиванова Татьяна Николаевна, 23 августа 2004 г. 13:26:35 Оценка: 246
А я хочу на эту тему взглянуть с точки зрения простого "смертного" предметника. Ну что я могу сделать без информатика в его кабинете при полном отсутствии знаний по технической части? Данную проблему скорее всего нужно решать не нам а администрации ОУ, возможно и уже назрела острая необходимость внедрения дополнительной ставки заместителя директора по информатизации или методиста медиа-интернет образования.Вот тогда каждый будет делать свое дело никого не нервируя.
4. Решетов Евгений Валерьевич, 23 августа 2004 г. 14:15:52 Оценка: 291
Помимо ставки зам.директора по информатизации или как там она называется, должна быть нормальная (я имею в виду по уровню оплаты) ставка технического инженера-программиста (а не лаборанта), так как за такую з/п реальный человек работать не будет, просто не захочет (ведь это должен быть не просто человек, а "человек с мозгами", и в ОУ он вряд ли согласиться работать при таких условиях) когда работы много, а "плотют" мало. А преподаватель информатики - он ведь тоже человек (хотя обречен на пожизненное заточение в стенах ОУ), спасибо, что хоть от обязательного классного руководства их освободили.
5. Решетов Евгений Валерьевич, 23 августа 2004 г. 14:26:26 Оценка: нет
Помимо ставки зам.директора по информатизации или как там она называется, должна быть нормальная (я имею в виду по уровню оплаты) ставка технического инженера-программиста (а не лаборанта как это чаще всего происходит), так как за такую з/п реальный человек работать не будет, просто не захочет (ведь это должен быть не просто человек, а "человек с мозгами", и в ОУ он вряд ли согласиться работать при таких условиях) когда работы много, а "плотют" мало. А преподаватель информатики - он ведь тоже человек (хотя обречен на пожизненное заточение в стенах ОУ), спасибо, что хоть от обязательного классного руководства их освободили.
6. Анисимова Ольга Владимировна, 23 августа 2004 г. 20:31:21 Оценка: 225
Когда у меня спрашивают: посмотри, что случилось с компьютером, я четко различаю два варианта. Первый - ошибка пользователя, и тут либо экстренная помощь как исправить (самое интересное - это делать по телефону, это наверное, как игра в шахматы вслепую, только партнер разрядом ниже), либо консультация с целью избавить себя в дальнейшем от повторения пройденного. Поскольку большая половина учителей школы проходила компьютерные курсы у меня же, обижаться не на кого: как научила.
Что касается неполадок с железом, то тут два варианта тоже: лаборант один на всю школу с двумя зданиями более чем 50 компьютерами или помощники-старшеклассники, в зависимости от серьезности поломки.
База данных школы в ведении секретаря, а вот от классного руководства избавить не хотят.
7. Королева Ольга Владимировна, 23 августа 2004 г. 22:20:20 Оценка: 273
Учитель информатики у нас - это "палочка выручалочка" с консультациями как очными, так и по телефону. А вот лаборанта у нас нет, а потому все приходиться делать самостоятельно или с помощью старшеклассников. Больше недовольства у коллег вызывает отказ на просьбу типа "напечатай срочно эту "важную бумажку", а то ее надо сдать срочно, ты же можешб это сделать на уроке..." Ведь информатик - это такой же как все учитель-предметник, которому необходимо выдать программу и т.д.
8. Ведущий, 24 августа 2004 г. 11:39:52 Оценка: нет
По поводу - "напечатай бумажку", у нас просто. Почти у каждого  зам.директора в кабинете стоит  компмпьютер и они сами печатают свои бумаги и есть секретарь которая занимается этим. А поначалу, да конечно, эту работу делал информатик.
А по поводу технического обслужевания, здесь сложнее. Я вспонинаю те времена, когда были УК-НЦ, было все проше. Существовала фирма, которая занималась ремонтом. Кто-бы организовал подобную фирму по обслуживанию школьной техники, было-бы очень здорово.
9. Квашенко Оксана Валерьевна, 24 августа 2004 г. 11:42:10 Оценка: 65
Прошу прошения. Аноним это я.
10. Любезный Виктор Владимирович, 24 августа 2004 г. 11:49:28 Оценка: 88
На 8: В Москве такие фирмы есть. Они занимаются централизованной поставкой комп. классов в школы и поддержанием их в рабочем состоянии.
11. Квашенко Оксана Валерьевна, 24 августа 2004 г. 13:12:11 Оценка: 58
А где такие фирмы в Красноярске? До Москвы очень далеко.
12. Косаченко Сергей Викторович, 24 августа 2004 г. 13:56:02 Оценка: 195
На 10> В Москве такие фирмы есть.

Сложнее с такими фирмами в сельской местности, когда до обл.центра 700км, да еще не всяким транспортом доберешься :( В селе такую фирму организовывать просто нерентабельно. Остается сматывать провода, паковать ПК и отправлять с первой возможной оказией в райцентр или облцентр. А "поломка" чаще всего может быть в сбитых настройках или неподключенных проводах. Мне один раз привезли посмотреть системный блок из села, в котором из-за траски по дорожным кочкам Процессор просто выпал из разъема. Пол года эта школа не пользовалась данным ПК. Пока дела в селе чаще обстоят именно так. Хороший опыт Новосибирского ОЦИТ. Они в каждом районном центре при РУО оплачивают спеца с неким минимумом деталей, чаще выходящих из строя (например, блок питания, видеоплата и пр.) транспорт ему предоставляет РУО и этот спец ездит по селам и чинит компьютеры, а при серьезных поломках направляет технику в город. Все счастливы :)

У нас в Томской области такого нет :(
13. Ведущий, 24 августа 2004 г. 14:04:21 Оценка: нет
У нас в кабинете имеется компьютеры, принтер, сканер, ксерокс, модем, телевизор, видик. Раньше довольно часто приходилось выполнять функции, не совсем свойственные учителю-предметнику. Однако в нашей школе 91% учителей прошли курсы работы на ПЭВМ. В кабинете работает техник, лаборант.
Моё мнение: учитель информатики - должен быть просто учителем-предметником, а в свободное от учебы время интересоваться новинками. А лаборант и техник должны помогать не только на уроках информатики, но и другим учителям в проведении уроков
14. Ведущий, 24 августа 2004 г. 15:16:07 Оценка: нет
А еще учитель информатики един в трех лицах: сисадмин, админ по безопасности своей локальной сети и инженер. Эти функции довольно долгое время приходится выполнять мне, учителю далеко не сельской глубинки. Просто потому, что если не хочешь на пальцах объяснять детям тему, приходится держать "в форме" свой компьютерный класс. Конечно, многие возразят: хорошо, если образование позволяет. Да, мне, к счастью, позволяет. Да, иногда хочется послать все к черту: ну почему я должна это делать ("поднимать" сеть, бороться с вирусами, ставить ПО, и т.д., и т.п.), я  такой же учитель... Мне скажут: должен быть инженер. Да. Он и есть. Часто - совместитель , который появляется, как ясное солнышко раз в месяц после серии отчаянных звонков (и такое бывает...). А кто пойдет на 2-3 тысячи? Мужчина должен зарабатывать, а в школе, увы, особо не заработаешь. Я 4 года была на полставки инженером у себя в школе, насколько успешно, не мне судить (но техника работала, старенькая...). А вот за "сисадминство" и не платят, что вы. Голый энтузиазм. Надо что-то менять. Хотя бы проконсультироваться у знающих людей. Тяжело по крупицам искать знания, курсы - их на эти темы почти нет. Благо, собственные ученики, имея возможность где-то на платных курсах подучиться, не оставляют в беде, помогают. Но ведь это не дело. Да, нужны сервисные центры, очень нужны. Об этом надо не только громко говорить, надо уже что-то делать. Спасибо за внимание.
15. Ведущий, 24 августа 2004 г. 15:17:07 Оценка: нет
Предыдущий "Аноним" - Это я.
16. Федотов Валерий Павлович, 24 августа 2004 г. 17:38:33 Оценка: 75
4>> Помимо ставки зам. директора по информатизации или как там она называется, должна быть
– Абсолютно правильная постановка вопроса. В штатном расписании все предусмотрено. Беда в том, что эти не так уж плохо оплачиваемые должности (если приплюсовывать к ним полноценную учебную нагрузку) многие директора воспринимают не иначе, как личный резерв фонда зарплаты, принимая на них родственников, друзей и знакомых.
Конечно, особый случай – села и малые города, где учитель информатики остается единственным специалистом, способным делать эту работу. Но если нет цели сохранять себя именно в таком качестве, то в качестве образца для подражания я хочу назвать Ольгу Владимировну Анисимову:
6>> Поскольку большая половина учителей школы проходила компьютерные курсы у меня же, обижаться не на кого: как научила.
17. Федотов Валерий Павлович, 24 августа 2004 г. 17:39:45 Оценка: 154
6>> консультация с целью избавить себя в дальнейшем от повторения пройденного.
– Для тех, кто Ольгу Владимировну не знает, сделаю важное уточнение. Она объясняет так хорошо, что по второму разу тот же вопрос ни у кого уже не возникает.
Второй смысл этих же слов (объяснить так, чтобы больше не захотели спрашивать) Ольге Владимировне просто неизвестен.
18. Федотов Валерий Павлович, 24 августа 2004 г. 17:41:00 Оценка: 153
6>> а вот от классного руководства избавить не хотят.
– Да, вот и классом моего сына руководит учитель информатики.
Чему я сам только рад.
19. Анисимова Ольга Владимировна, 24 августа 2004 г. 21:17:03 Оценка: нет
На 17. Спасибо за комплимент, Валерий Павлович! Второй смысд известен, но не применяется.
20. Любезный Виктор Владимирович, 24 августа 2004 г. 21:29:52 Оценка: 96
На 16:
> эти не так уж плохо оплачиваемые должности (если приплюсовывать к ним
> полноценную учебную нагрузку)

Вот этого, конечно, лучше бы не было. Дополнительная учебная нагрузка (и то неполная) уместна, разве что, только у зам. директора по информатизации, чтобы он представлял, что от него хотят учителя, и умел объяснить это подчинённым. Инженеров, программистов и техников от этого лучше освободить - у них и так обязанностей хватает.
21. Крепышева Анна Петровна, 26 августа 2004 г. 16:10:32 Оценка: нет
Как-то бродя по сети я нашла несколько занятных строчек по поводу того, что бы было, если при приеме на работу к водителю предъевляли теже требования, что и к программисту: "Требования: профессиональные навыки управлении легковыми и грузовыми автомобилями, троллейбусами, трамваями, поездами метрополитена и фуникулёра, экскаваторами и бульдозерами, спецмашинами на гусеничном ходу, боевыми машинами пехоты и современными легкими / средними танками, находящимися на вооружении стран СНГ и НАТО. Навыки раллийского и экстремального вождения - обязательны, опыт управления болидами F1 - приветствуется. Знания и опыт ремонта поршневых и роторных двигателей, автоматических и ручных трансмиссий, систем зажигания, бортовых компьютеров, антиблокировочных систем, навигационных систем (GPS) и автомобильных аудиосистем ведущих производителей - обязательны. Опыт проведения кузовных и окрасочных работ приветствуется. Претенденты должны иметь сертификаты Mercedes, BMV, Ceneral Motors, а также справки об участии в крупных международных ралли не более чем двухлетней давности..."

Похоже?
22. Крепышева Анна Петровна, 26 августа 2004 г. 16:15:43 Оценка: нет
А по поводу введения ставки заместителя димректора по информатизации. То этот вопрос назрел уже давно, как минимум года два-три назад. Вопрос, почему во многих РУО и УО до сих пор сопротивляются этому?
23. Любезный Виктор Владимирович, 27 августа 2004 г. 13:09:37 Оценка: 67
На 22: Потому, что в регионах нет денег на эти ставки, а Минобразование не может (или не хочет?) оплачивать их из федерального бюджета. Нет федеральных документов, которые бы ОБЯЗЫВАЛИ вводить эти ставки, есть только РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ письма.
24. Кузнецов Евгений Васильевич, 27 августа 2004 г. 17:30:11 Оценка: 191
Если Школа пока не созрела, чтобы у нее появился зам.директора по информатизации, так пусть он не появляется. А если Школа созрела, то он обязательно появится. И ставка найдется и деньги. Под Школой я понимаю и общее состояние информатизации и отношение к информатизации руководящего состава Школы. Так что, не надо и здесь валить на Министерство и на какие-то законы. Сейчас у директора Школы достаточно прав решать эти вопросы самостоятельно. И деньги есть. Тем более, когда Школы переходят на казначейскую систему финансирования.
25. Енин Иван Николаевич, 28 августа 2004 г. 12:34:41 Оценка: нет
Не так то и много прав у директора: штаты ведь РОНО утверждает и оплачивает, а самого директора очень даже запросто могут попросить написать заявление.
Денег в школе тоже нет: нет необходимых карт по истории и географии, приборов в кабинетах физики и др., препаратов у химиков... Более десяти лет на школы вообще (!!!) не выделялись финансы и образовалась огромная дыра. Сейчас деньги понемногу начинают выделяться, но их очень мало.
26. Енин Иван Николаевич, 28 августа 2004 г. 12:55:50 Оценка: 94
Должно быть положение федерального уровня с минимальными требованиями к информатизации образовательного процесса (при наличии n машин -- лаборант, техник, инженер, зам. директора по ИТ и т.д.). Можете лучше -- делайте, но необходимо определять минимум (федерально); размер и условия доплаты за условия труда. А так -- нет документа, нет и проблем. "У вас компьютеров достаточно -- подключайте серое вещество" (цитата из пленарного совещания). При этом ни в одной из школ района нет никого кроме учителя информатики (в смысле лаборант, техник и т.д.), а доплачивают только 10% от ставки и только за часы информатики (напоминаю, что их всего 3). За те же кружки и факультативы доплата не ппроизводится. Кстати компьютеры в основном от 3 до 5 на школу, а Интернет многими воспринимается как заморское чудо.
Много ли найдется желающих за две тысячи в месяц тянуть весь воз проблем. Он же с голода помрет (и его семья тоже).
Ранее была доплата 5% за работающий компьютер и не было таких проблем. И деньги для образования разумные, и оплата труда дифференцировалась.
Получается, что Минобразования самоустранилось и наблюдает со стороны: выплывут, не выплывут.
27. Мочнева Лариса В., 28 августа 2004 г. 13:59:50 Оценка: 95
24>>
Если есть в школе человек, который тащит на себе этот воз, то директору хорошо: дело и так делается, значит, ставка зама по инф-ии не нужна. А если в школе ничего не делается, то директору тоже хорошо: он просто пребывает в уверенности, что так и должно быть. Оба случая, Евгений Васильевич, - примеры в школах одного района. "Страшно далеки они от народа"...
Два года завидовала (по-хорошему) гимназии №4, где директорствовала Маркина Л.Н. Надеюсь, понимаете, почему. 92-й школе завидовала... (вот какая нехорошая ;-)  )
Все-таки проблема поддержки администрацией - самая больная. Убедить её (администрацию) зачастую бывает невозможно. Увы.
28. Решетов Евгений Валерьевич, 28 августа 2004 г. 14:45:35 Оценка: 77
27 >> Лариса Васильевна, вы очень четко подметили, различные тенденции отношения администрации к информатизации. Спасибо, согласен с Вами
29. Агеева Инна Алексеевна, 28 августа 2004 г. 17:58:34 Оценка: 100
Л. Мочневой
Уважаемая Лариса!
Учитель информатики, прежде всего человек, со всеми вытекающими последствиями.
Учитель информатики, как правило, увлеченный. Чем только не увлечен учитель информатики (программированием, информационными технологиями, психологией, телекоммуникациями и т.д.). Список хобби бесконечен.
Школа - второй дом учителя, проводя там от 18 до 40 часов в неделю, сложно оставаться Человеком. Мы - Учителя Информатики очень стараемся оставаться людьми.
Учитель информатики может Все или Почти все, но в определенных условиях.
:)