Тема: Некоторые психологические и педагогические проблемы,.

Обсудим доклад И. В. Морева, посвященный связи компьютеризации и обучения право- и левополушарников, а также феномену дислексии.
Автор: Ведущий  Статья
1. Ведущий, 24 августа 2004 г. 7:33:24 Оценка: нет
Замечательная статья! Любопытно, делается ли что нибудь для левшей в смысле обучения, открытия спец. классов, школ. Где найти такую информацию? Изучаются ли причины увеличения леворукости на дальнем востоке? А прямой связи между левшами и компьютерными фанатами лично я не заметила: среди моих знакомых компьютерных правшей значительно больше.Приходилось видеть как абсолютно нормальный, успешный в обучении правша вдруг превращался сначала в игромана, а потом в явно инетзависимого.Почему? Я не психолог,к сожалению.Посоветуйте,где найти статистику связи левшей с компьютероманами и вообще максимум информации по этим вопросам.С уважением -
2. Ведущий, 24 августа 2004 г. 7:49:55 Оценка: нет
Данная статья, пожалуй, еще раз заставляет задуматься о необходимости индивидуального подхода к каждому обучающемуся, необходимости простраивания индивидуальной траектории обучения. Возможно что ИКТ технологии станут хорошим помошником в решении данной проблемы
3. Ведущий, 24 августа 2004 г. 15:20:50 Оценка: нет
Хм, а на мой взгляд эта статья весьма сомнительного содержания, т.к. вопросы связанные с компьютерами,программированием и всей спецификой этой отрасли,  автор очень плохо себе представляет.
4. Хатьков Николай Данилович, 24 августа 2004 г. 21:00:01 Оценка: 64
...У российских компьютерщиков появился особый профессиональный жаргон, свой «птичий язык». Они проявляют способности к программированию на всех алгоритмических языках одновременно без основательного знания их семантики и синтаксиса...

Действительно, ерунда какая - то. Как это написать программу, не зная семантики - чушь полнейшая. Он думает, что компьютер, как автомобиль - сел и поехал не зная его устройства. Здесь же наоборот - в автомобиль не садятся, а его кропотливо делают.

...Эти люди лучшие в своем деле и их можно часто встретить среди знакомых. Они редко доучиваются в вузе до получения диплома и, как правило, не являются успешными в семейной жизни. Мы улыбаемся, видя их, и редко задумываемся, когда называем этих людей «ненормальными». А их уже много, и их «ненормальности» уже стали российской городской нормой...

Это что, так полно придурков, разведеных и неженатых компьютерщиков, которые постоянно следят и чистят за ламерами все их потуги - типа я сохранил файл, а где он не знаю или, ой я что то там удалил и все повисло. Весь набор статьи -набор всего в одну кучу. Опять же левшей обидел - они то за что? Похоже на хорошо завязанный веник. И причем тут жаргон - он чисто профессиональный - как добыча, начал и пр.

Вот если б автор рассказал, как надо учить на компьютере разные психотипы личности, дал бы рекомендации, пусть бы даже простенькую - сколько времени на изучение нужно выделить обучаемому в зависимости от его психотипа или зависит ли это время от его психотипа при сдаче теста, может один психотип при одном и том же времени обучения будет иметь некоторые преимущества перед другим, потому и получает отличные оценки, а тому времени не хватает,  а так статья - полный бред.
5. Рождественская Людмила Викторовна, 24 августа 2004 г. 21:00:21 Оценка: 46
Статья легко читается, в ней есть меткие наблюдения, заинтересованная позиция,даже юмор!
Она указывает на некоторые проблемы отношений человека и компьютера, влияния компьютера на коммуникативное поведение человека, на его психику.

Заход на правополушарные проблемы обучения - не нов. И в этой статье он еще раз акцентирован - в интересном ракурсе. Но, к сожалению, не сформулированы предложения.
6. Анисимова Ольга Владимировна, 24 августа 2004 г. 22:53:51 Оценка: 98
Приложение к этой статье находится в статьях нашей секции. Можно ознакомиться для дополнительной информации.
7. Федотов Валерий Павлович, 25 августа 2004 г. 12:40:31 Оценка: 1
4>> (статья) >> У российских компьютерщиков появился особый профессиональный жаргон, свой «птичий язык». Они проявляют способности к программированию на всех алгоритмических языках одновременно без основательного знания их семантики и синтаксиса.
Позвольте, Игорь Авенирович, от имени «птиц», с лету полюбопытствовать: а сколько Вам лет?
Пока Вы молоды, Ваш мозг еще способен впитывать все, как губка. Можно, как никто, в совершенстве постичь синтаксис какого-то одного языка и с этой великой высоты пренебрежительно поплевывать в адрес тех, кто путается в расстановке очевидных для Вас запятых. Однако как долго Вы собираетесь этим гордиться?
Я программирую уже больше сорока лет. Вслед за техникой, несколько поколений языков сменили друг друга. Синтаксиса натворили – целый Вавилон. Но ни новых идей, ни новых конструкций за эти сорок лет не прибавилось. Даже за сто семьдесят, если отсчитывать от Ады Лавлейс.
Если я знаю математику по-русски, а хочу написать статью для англоязычного журнала, то мне достаточно разобраться лишь с правильным переводом нужных мне терминов. Поступать на филфак для этого нет необходимости. Точно так же, когда мне «приспичит» написать программу на каком-либо конкретном языке, мне достаточно вникнуть в детали синтаксиса лишь соответствующих конструкций. Еще проще, когда нужно не писать, а только читать: после Алгола-68 чтение программ на Паскале не требует никакого обучения. Напротив, сколько ни вникай в синтаксис, это не прибавит Вам умения найти алгоритм решения непонятной для Вас задачи.
8. Федотов Валерий Павлович, 25 августа 2004 г. 12:40:53 Оценка: 48
4>> Здесь же наоборот - в автомобиль не садятся, а его кропотливо делают.
– И когда Вам куда-то поехать нужно,  Вы начинаете своими руками автомобиль делаеть? Большинство нормальных людей предпочитает покупать автомобили. А более дальновидные ездят на электричке.
9. Федотов Валерий Павлович, 25 августа 2004 г. 12:41:18 Оценка: 48
4>> (статья) >> Они редко доучиваются в вузе до получения диплома
– Хрестоматийным примером такого недоучившегося стал Билл Гейтс.
10. Федотов Валерий Павлович, 25 августа 2004 г. 12:41:42 Оценка: 50
4>> Весь набор статьи - набор всего в одну кучу. Опять же левшей обидел
Полностью согласен с Николаем Даниловичем!
Огромное количество подобных статей, рассчитанных на невзыскательного читателя, можно найти в расплодившихся в последние годы «желтых» газетах. Пишется по принципу: услышали звон и, не разобравшись, бьем в набат. Перепутано все, что можно и что нельзя перепутать: левые-правые руки с левыми-правыми полушариями и т.д.
(статья) >> Телевизионная реклама перевоспитала нас.
– Давно пора было выключить телевизор! Если хотите сохранить здоровой голову.
11. Анисимова Ольга Владимировна, 25 августа 2004 г. 13:05:33 Оценка: 98
Ответы автора статьи. По техническим причинам он войти сам не может.
Селивановой Татьяне.
Я тоже не психолог, а физик и компьютерщик. Занимаюсь созданием компьютерных тренажеров. На проблему левшей мы вышли давно, следим за публикациями в мире. Этим активно занимаются американцы и австралийцы. В России проблемы не видят. Правда, есть много методичек, где пишут, что это пройдет само и нельзя переучивать.
Проблема глубже.
Я встречался в Москве с людьми, которым это должно быть интересно, но .... А вот если заглянуть в любую Приморскую школу, то учителя тут же Вам выложат целый букет проблем, потому что таких детей там масса.
А еще я преподаю в университете на разных факультетах и вижу эту пролему в вузе. Там она проявляется послабее, чем в школе,  хотя "праводоминантников" там уже около половины. Если не больше.
Есть для определения этого простые тесты. Они не стопроцентные, нго показательные. Я сравнивал результаты с вузами в других регионах. Эксперименты мы проводили совместные. Удивительная картина.
Необычный рост концентрации левшей на Дальнем Востоке заметили еще исследователи группы В. Аршавского, в шестидесятых годах (социологи и психологи - ленинградцы). Правда, объяснили они это тогда по-своему, по-психологическому.

Рождественской Людмиле.
Я согласен, тема не нова. А предложение в докладах сформулировано (может не четко): "праводоминантники" и "леводоминантники" должны учиться по разным учебникам.
Если правше удобнее учиться от частного к общему, то левше - наоборот. Главы учебника для "праводоминантника" должны начинаться с крупных ярких образов и заканчиваться законами и аксиомами.
Такие учебники были в России раньше, но после того, как идеология Понтрягина (в математических учебниках) была заменена на идеологию Колмогорова, а заодно и в других дисциплинах произошло то же самое, учебники для образников исчезли. Для Москвы это удобно - там "праводоминантников" в школах относительно немного.
А что делать на Дальнем Востоке? Там соотношение уже около 50/50.

Решетову Евгению.
Абсолютно точно! Компьютерный учебник можно легко перестроить, сделать адаптитвным. Хотя бы для двух типов мышления. Вообще-то некоторые психологи говорят, что есть около 12 типов мышления с соответствующим строением мозга. Но это для авторов учебников - далекая перспектива.

Ненормальному компьютерщику.
Хатькову Николаю.
Я не совсем понял, о каких именно местах текста идет речь. Доклад написан не для компьютерщиков, а для педагогов.
А вообще-то я программированием занимаюсь с 1978 года, с Алгола и Фортрана. Студентов учу этому ремеслу. И "мои бывшие" всегда со мной здороваются на улице. И переписываются.
А "праводоминантников" среди моих студентов, коллег и знакомых программистов - достаточно много.  И работают они в самых разных конторах и числятся хорошими специалистами. И "недоучек" среди хороших компьютерщиков - масса.
Я в эту компанию "вхож" и этим горжусь, не каждому преподавателю это дано.
Проблему, о которой пишу, знаю.
Так что хочется уточнить.

12. Селиванова Татьяна Николаевна, 25 августа 2004 г. 14:39:43 Оценка: нет
Анисимова Ольга Владимировна, пожалуйста, поконкретнее дайте адрес вашей секции и статьи. С уважением.
13. Морев Игорь Авенирович, 25 августа 2004 г. 14:41:51 Оценка: 196
Федотову В. П.
Валерий Павлович! Здравствуйте!
Где-то произошло у нас с Вами недопонимание.
Во-первых, мой доклад больше направлен на аудиторию педагогов, а не программистов (Я, как и Вы, начинал с Алгола-60).
Во-вторых, левшей я там не обижаю, а выступаю в их защиту, описывая ситуацию.
В-третьих, путаницы насчет левого-правого в докладе нет. Левое полушарие мозга человека отвечает за правую часть тела и логическое мышление, а правое полушарие - за левую часть тела и образное мышление. В районе затылка перекрещиваются нервные пути. Это известно из физиологии.
В-четвертых, Вы живете в Санкт-Петербурге (я там прожил 5 лет еще при социализме, во время аспирантуры и стажировок, бываю там в командировках на конференциях, есть шанс встретиться), а там проблемы с высокой концентрацией "праводоминантников" нет. Просто это такой регион. Вы с ними встречаетесь редко (их там около 4%, насколько я знаю из литературы) Сейчас известно, что наибольшая их концентрация у нас на Дальнем Востоке, в Калифорнии, на севере Австралии и в районе Индии.
Рад общению с Вами
14. Хатьков Николай Данилович, 25 августа 2004 г. 19:28:16 Оценка: нет
Психология вещь тонкая, как Вы понимаете. Среди тех же недоучившихся скорее всего много леньтяев, а таких как Билл Г. единицы, можно конечно еще Энштейна привести, как для студента троечника. Конечно есть исключения, но не массовые же - здесь же следует, что они все гении. Был такой один студент у меня, учитывал я эту его особенность. Он так и не доучился - развивался и работал нормально - после 10 лет, он стал никем. Просто уровень требований возрос, а знаний ноль. Самообучением не овладел, а на понимании далеко не уехал при динамичном развитии информационных технологий, нобыл многообещающим. Здесь есть еще и этот момент. При подобном психологическом анализе необходимо брать целый набор факторов, а не выпячивать одну сторону. Это ведь не массовое явление. Кстати есть где то официальная статистика по Дальнему, что там 50/50? Даже, если это будет так, это еще не означает, что у ВСЕХ левшей ТОЛЬКО такое мышление - по одной простой причине - они в левшах в разной степени, кто может только одно действие делает левой, а другой все. Может еще кто в утробе матери сам переучился на правшу - там ведь нос тоже чешется - показывали одну американку.
15. Селиванова Татьяна Николаевна, 26 августа 2004 г. 7:21:04 Оценка: нет
Да кто нибудь, отзовитесь! Дайте хоть какую-нибудь статистику! Прошу уже третий раз, а ответа нет. Нельзя кидаться голословными утверждениями по такой больной теме! С уважением.
16. Морев Игорь Авенирович, 26 августа 2004 г. 7:32:58 Оценка: 98
Хатькову Н. Д.

Здравствуйте, Николай Данилович!
Очень хорошо, что Вы живете в Томске. Там, в ТГУ есть психологический факультет, на котором работает Богомаз С. А. Он интересуется обсуждаемой нами проблемой и издал по этому поводу очень поучительную книгу: "Богомаз С. А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Учебное пособие. Томск, 2000, 72 с.". Если встретитесь с ним, передавайте привет.
Есть еще одна хорошая книга на эту тему: Шеншев Л.В. Основы адаптивного обучения языку (семиотические  аспекты развития речи с помощью автомата). — М.: Наука, 1995. — 113с. Она доступна в библиотеках, а уж в Томске - тем более.
Если Вас интересует обзор зарубежных научных источников - нет проблем. Наберите в "поиске" слова "Exceptional children", "Learning disabilities", "Dislexia" (последние три буквы разные авторы пишут по разному).
В МГУ этим тоже занимаются (см. Климов Е. А. Основы психологии" и др.). Будете встречаться с автором книги по нашему вопросу - тоже привет передавайте от меня.

Официальной статистики по поводу концентрации людей с разным строением мозга и разным типом мышления в России я не видел. В Штатах - пожалуйста. У них даже есть статистика, сколько левшей среди президентов, конгрессменов, писателей, артистов. Впечатляет. В Калифорнии даже есть специальные магазины для левшей.
Детей - левшей некоторые там даже считают "элитой будущего" (было несколько репортажей об этом по "Голосу Америки".
Мы думаем, что оптимальным для достижения успеха в науке и пр. должно быть сочетание - левша+правша (Морев И.А.,Комаров В.Н. Феномен дислексии как синергетическая реакция человечества на глобальные изменения окружающей среды. Вестник УдГУ, 2001, №10-11, С. 272-277).
Левшизм, дислексия, дисграфия - это один букет. Это не болезнь и не ущербность.
Вы читали книгу Стругацких "Гадкие лебеди"? Удивительно в точку.
Это - другой стиль мышления, поведения, обмена информацией.
В Европейской части России таких людей пока мало, хотя вот уже и День Левши в СМИ объявили в августе. Вслед за американцами. Пока большинство этих людей учится в школе, в младших классах. Скоро вырастут.
Вокруг себя Вы можете самостоятельно попробовать собрать статистику соотношений. Прямо в школе. Физиологи предлагают для этого несколько тестов. Есть в учебниках.
Спасибо.
17. Морев Игорь Авенирович, 26 августа 2004 г. 7:45:35 Оценка: 98
Хатькову Н. Д.

Николай Данилович! Прошу прощения за назойливость. Я посмотрел вашу страницу http://sydney.city.tomsk.net/ и заинтересовался. Оказывется мы работаем примерной в одной области. Я тоже делаю мультимедийные тренажеры для студентов и школьников. Может, у нас есть о чем поговорить и в этой области?
18. Хатьков Николай Данилович, 26 августа 2004 г. 12:20:44 Оценка: нет
Вот это уже совершенно другой разговор, наполненный фактами, а не голословными утверждениями. Факт 1 - если нет статистики, то нужно ее провести и делать на этом выводы, а не предположения. Все ж это работы требует, зато результат будет замечательный. А предположений и я могу накидать - столько сколько захочу. Например, на Марсе есть жизнь, раз есть вода. Что касается учета психологии в обучении - да, это важная тема и литература, которую Вы привели, конечно же важна для меня, спасибо. Дело в том, что в нашей системе была впервые сделана попытка учесть психотипы личности и дать этой самой личности то, что она хорошо усвоит. При определении психотипа насколько помню была использована еще методика Мегедь. Был создан соотвествующий автоматизированный курс обучения в нашей системе и опробован. Но у нас еще мало данных. Зачинателем этой работы была аспирантка с каф. психологии госуниверситета. Однако, счас она снами по разным причинам не работает - перешла после академ отпуска в политехнический. Там они начали использовать восемь психотипов, но директор центра высказывал мне некоторые сомнения в целесообразности такого учета - ведь затраты какие на создание одного курса в восьми экземплярах. Пожалуйста, если есть возможность провести на Вашем поле какие-то совместные эксперименты - мы предоставим все, что необходимо из компонент нашей системы для изучения этих безусловно интересных явлений. На нашем сайте - самый интересный раздел новости. Там кое-что есть по этому вопросу.
19. Федотов Валерий Павлович, 26 августа 2004 г. 13:12:32 Оценка: 96
13>>  Сейчас известно, что наибольшая их концентрация у нас на Дальнем Востоке, в Калифорнии, на севере Австралии и в районе Индии.
Уважаемый Игорь Авенирович!
А Вы тут мимоходом не сделали крупного открытия? Ведь Вы назвали именно те регионы, в которых максимально сконцентрировано пришлое (некоренное) население. Какая здесь связь? Или это давно известно всем, кроме меня, серого?
20. Дедюлькина Татьяна Васильевна, 26 августа 2004 г. 13:39:43 Оценка: нет
ТО, что мы обсуждаем эту статью и как обсуждаем говорит и о нас.
21. Potter M V, 26 августа 2004 г. 22:39:45 Оценка: 98
Уважаемая Татьяна Васильевна!
Вы участвуете в этом обсуждении?
И если да, то что Вы имеете в виду - что именно говорит содержание и форма обсуждения об участниках? Поясните, пожалуйста.
22. Агеева Инна Алексеевна, 27 августа 2004 г. 6:20:16 Оценка: 394
Психологи говорят, что на  эффективность обучения влияет совпадение репрезентативных систем учителя и учащегося. Важно, что репрезентативная система человека функционирует следующим образом: воспринимающий, доминантный канал является доминантным и при выводе информации.
Распределение доминантных каналов у взрослого населения:
- 15% людей со слуховой доминантой;
- 40% со зрительной доминантой;
- 40% с кинестетической доминантой.
Дети существенно отличаются от взрослых, они рождаются кинестетиками, воспринимая мир буквально кожей: тепло – холодно, сухо – сыро.
У каждого из нас в силу природной индивидуальности один из трех каналов восприятия является основным. Печальный вывод делают специалисты по НЛП систематическая «загрузка» человека  через канал, не соответствующий его доминанте, два других его канала постепенно заглушаются.
Приходиться задуматься, что происходит на школьных уроках. Несложно представить, что в  течение сотен и тысяч уроков у учащихся не эффективно задействуются нужные для развития каналы.
Только вовлекая в педагогический процесс всю психофизику ребенка и общаясь с ним на его доминантном канале, включая движение, эмоции, можно оживить активизировать и добиться взаимодоверия, взаимопонимания и успеха.
Дорогой Игорь Авенирович, благодарю за идею о технологии обучения «праводоминантников» и «леводминантников».
23. Морев Игорь Авенирович, 27 августа 2004 г. 10:00:23 Оценка: 291
Федотову В. П.
Уважаемый Валерий Павлович!
Насчет переселенческих районов - Вы подметили совершенно точно. Только есть детали.
1. Когда исследовательская группа В. Аршавского (Ленинград) в 60 годах указала на этот феномен в Хабаровском крае и др. территориях ДВ, заодно было замечено: левши наиболее часто встречаются среди коренного населения, как правило, это мастера народных промыслов и наиболее удачливые рыбаки и охотники (наверное, еще остались авторефераты тогдашних диссертаций в СПб публичке, я их читал). О пришлом населении они молчали. Они говорили о проценте "праводоминантников" - 10% и сравнивали с европейскими районами - 1-2%.
2. Действительно, есть резкие отличия в статистике "праводоминантников" в школах крупных городов, поселков и военных городков. Мы проводили эксперименты несколько лет силами студентов пед.отделений университета.
3. Есть резкие различия статистики в студенческой среде, которые проходят по границе технари/гуманитарии.
4. Очень мало "праводоминантников" в Высшем военном училище имени Макарова. Наверное потому, что там в основном учатся дети - европейцы.
5. Буквально лет пять назад "праводоминантников" совсем не было среди студентов-филологов, а сейчас процент резко вырос. Мы считаем, что это следствие снижения требований к абитуриентам при приеме. "Праводоминантники" сильно грешат в орфографии, пишут слова так, как представляют, образно. При быстром письме переставляют буквы, пишут зеркально и пр.
6. В военных городках таких детей мало в молодых семьях, прибывших из Европы (часто это - питерцы) и много в семьях пенсионеров, которые родили здесь детей и остались здесь жить, не вернулись в европейцские районы.
7. Учителя информатики говорят, что на занятиях довольно часто приходится менять раскладку компьютерных мышей справа налево. И учить этому детей. Это давно здесь норма, этому не удивляются. Особенно в "глубинке".
____
Вы правы, было бы интересно затеять совместный эксперимент.
24. Морев Игорь Авенирович, 27 августа 2004 г. 10:29:44 Оценка: 294
Агеевой И.А.
Уважаемая Инна Алексеевна!
Рад видеть Вас на нашем обсуждении. Никак не удается свидеться очно.
Вы увидели проблему с другой стороны, с той, про которую мы еще не говорили.
Дело в том, что "праводоминантники" плохо учатся в тех классах, где учителя "леводоминантные" и наоборот.
Учитель, которого не научили в институте, что люди бывают разные (помните, при социализме было запрещено быть разными), учит всех одинаково, по своему подобию.
Он не понимает учеников, а ученики - сторонятся его.
В этом ключ к разгадке вопроса, который мы часто считаем несущественным - почему школьные двоечники и лоботрясы, выйдя из стен школы становятся великими учеными и президентами.
Стиль мышления учителя должен соответствовать стилю мышления ребенка. Либо учитель должен быть грамотным в этих вопросах. Иначе - проблемы взаимовосприятия.
Кстати, среди "праводоминантников", которых школьные учителя отправили на улицу, есть "суперпреступники" (которые нестандартно, образно мыслят, и поэтому детективам сложно их поймать). Когда писатели хотят подчеркнуть исключительность описываемого преступника, они делают его левшой. Такая склонность литераторов родилась не на пустом месте. Помните, Инна Алексеевна, в Приморье работал психолог Э.Киршбаум? Его группа проводила эксперименты по статистике в детских колониях и те результаты подтверждают эту мысль.
Так что в современной школе есть гигантская проблема, которую мы не замечаем.
25. Морев Игорь Авенирович, 27 августа 2004 г. 10:34:30 Оценка: 293
Дедюлькиной Т.В.
Дорогая Татьяна Васильевна, я так понимаю, Вы упрекаете нас в том, что мы отвлеклись от информатики и Интернет?
Не отвлеклись.
Мы обсуждаем именно информационные процессы, именно то, что изучает информатика - проблемы передачи и восприятия. Только не компьютером, а человеком. Это - сложнее. Это - две большие разницы.
Спасибо
26. Морев Игорь Авенирович, 27 августа 2004 г. 11:27:16 Оценка: 288
Пытаюсь разместить доклад в библиотеке. Что-то не получается. Ну, наверное, получится. Называется "Феномен дислексии и школа". Там страниц 20 вордовских. Мы его написали с Вячеславом Николаевичем Комаровым (математик, научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН). Там есть много литературных ссылок и статистика. Как раз про то, что мы обсуждаем. Текст немного устарел, мы его публиковали в журнале "Вестник УдГУ" в 2001 году. С тех пор еще кое-что появилось.
27. Морев Игорь Авенирович, 27 августа 2004 г. 11:50:09 Оценка: 180
Potter M. V.
Уважаемая М.В.!
А что это за город, в котором Вы работаете - Кд? Это Калининград?
Я в Балтийске родился, там рядом. И никогда там не был. Все как-то мимо.
Говорят, очень похоже на Владивосток.
28. Петров Павел Валерьевич, 29 августа 2004 г. 23:32:09 Оценка: 50
Честно говоря, немного не понял, о чём статья. О дифференцированном подходе в обучении? О дифференцированном обучении? О  компьютерах, о психологии? Как-то на ИнтерГУРУ уже отзывался по этому поводу, только куда-то реплика моя подевалась:-) попробую ещё разок:-)
---
Прежде всего, леворукость, доминирование правого полушария и преобладание образного мышления - три большие разницы. И "измеряются" эти "разницы" по-разному. Теоретически(!) это может(!) быть взаимосвязанно, хотя пока, насколько я в курсе, связь не доказана. Проблема есть, и называется она "психофизическая проблема" - как именно то, что происходит в мозе, влияет на психические процессы. До сих пор эта проблема не разрешена. Т.е. непонятно, как именно из активности нейронов, из их оргаизаци в структуры различной сложности "получается" психика. Я думал, что программисты об этом знают:-)
---
Вот и про леворуких. В статье написано, что это не воспитать. Полная ерунда - ещё как воспитать. Не даром количество леворуких детей школьного возраста меньше, чем таких же дошкольников. Куда остальные-то девались? Активность коры гол. мозга - друое дело. Но как это связано с мышлением? Как-то, конечно, связано, но думаю, что есть факторы и поважнее. Впрочем, как и исследователи, в этой области поавторитетнее Юнга.
---
Думаю, что статья в учшем случае весьма поверхностная. Про худший даже и думать не хочется:-)
29. Петров Павел Валерьевич, 29 августа 2004 г. 23:36:57 Оценка: 57
И про компьютеры не понял, чем это они креативность разввают. Даже если принять, то, что написано в статье за истину. Они же (компьютеры) для пользователя (да и для многих программистов) сплошь "словесные". Не умея читать, с компьютером работать, мягко говоря, непросто. И как это способствует развитию образного мышления? Впрочем на ИнтерГУРУ обсуждали уже...
30. Морев Игорь Авенирович, 30 августа 2004 г. 5:49:36 Оценка: 97
Петрову П. В.
Здравствуйте, Павел Валерьевич!
Очень рад поговорить с человеком из Петрозавлдска. Давно лелею мечту там побывать. Мне очень нравятся карельские сайты об образовании. Говорят, что там и на самом деле все именно так происходит.
---
Что касается второй Вашей реплики (29) - то это Вы мои статьи просто с какими-то другими спутали. Я не люблю иностранных слов - "креативности" и прочие "рефлексии". Считаю, что те, кто их употребляет в речи - просто хотят показаться умными. Там, кстати, Вы вставили замечание про словесность компьютеров. Это неверно.
---
А насчет первой реплики (28) давайте разберемся. Прежде всего, Вы чей доклад читали? Может Вам кто-то что-то просто пересказал, по-пути что-то добавив?
В моем докладе идет речь не о дифференцированном , а о раздельном обучении. Это две большие разницы. Надо было акцентировать, Вы правы.
Доклад написан именно для педагогов. Психологи давно об этом знают, а программистам все эти проблемы "до лампочки".
---
Насчет "трех больших разниц" - Вы точно ошибаетесь. Я так понял, Вы - программист.
Выше в репликах я приводил ссылки на специальную литературу. Если она в Карелии недоступна, вот популярная: Эдвардс Б. "Откройте в себе художника" 2000г. Она вышла большим тиражом.
Можно на английском языке почитать учебник для учителоей США : D. P. Hallahan, J.M. Kauffman. Exceptional children (Introduction to special education). Prentice Hall,1988. 530 p. Она много раз переиздавалась.
Наши учебники для учителей пока проходят по этой проблеме только вскользь (интересно, сложно, нельзя переучивать и пр.).
Если Вы смотрите телевизор, то зимой прошло большое обсуждение нашей проблемы в программе А.Гордона на НТВ. Вы можете найти запись передачи в Интернет со списками литературы.
Насчет перевоспитания - это серьезно. Пожалуйста, пересмотрите свою точку зрения. Если Ваш ребенок, или ребенок Ваших друзей окажектся леворуким, то, с Вашим оптимизмом и упорством, Вы поломаете ему жизнь.
31. Морев Игорь Авенирович, 30 августа 2004 г. 6:16:33 Оценка: 196
Извините коллеги, но я подумал, что следует сделать пояснение.
Доклад мой написан для педагогов и тех компьютерщиков, которые занимаются именно сценариями компьютерных учебников. Не гипертекстовых, а более продвинутых. Из своего опыта общения я понял, что компьютерщик, умеющий создать идею и сценгарий - редкость.
Юные программисты часто с гордостью говорят - сформулируйте мне алгоритм и я пойду сворачивать горы. Не учат на матфаках устройству человека. Хотя раньше проходили студенты и педагогику, и психологию. И идеи у них были. Сейчас стандартный математик-программист представляети себе память человека в виде склада - со стеллажами, полками, ящиками, файлами. И думает только о том, как бы это все так насистематизировать, чтоб все было понятно. Но чем лучше он систематизирует - тем хуже его творение воспринимают люди. Вот такие глупости.
Таких систематизаторов - тысячи. Не повторяйте их путь.
---
Память человека устроена не так, как думает математик. И наполняется она совсем не так, как он думает. Он просто знает тоглько то, чему его учили. А всякую педагогику и психологию он презирает со студенческой скамьи.
---
Вообще - удивительное дело. Как правило, команды создающие электронные учебники и образовательные сайты, возглавдяют физики или математики. Педагогов и психологов там почти не бывает. А если бывают - то номинально. Бывая в командировках, я всегда стараюсь познакомиться с "внутренностями" таких команд (Москва, Томск, Омск, Хабаровск, Новосибирск ...).
____
А сколько таких электронных учебников и сайтов создается, по которым невозможно и никто не хочет учиться? Справочники электронные - уважаю. Есть хорошие. Учебников - почти нет.
Кстати, великолепный электронный учебник (точнее, его эмуляция, очень хороший образец) - "Российская империя" Леонида Парфенова на НТВ. И не то чудо, что там много видеоматериала, а то, как материал подается - сразу ложится в память. Без задержки. Вот у кого учиться надо.
----
Спасибо
32. Морев Игорь Авенирович, 30 августа 2004 г. 6:25:05 Оценка: 196
Уважаемые коллеги!
Если кто заинтересовался идеей совместного эксперимента по определению процентного соотношения "праводоминантников" и "леводоминантников" среди
1. школьников (по местам проживания, по возрастным и другим отличиям)
2. олимпиадников (например, их много у В. П. Федотова)
и пр., давайте!
Соберем в Интернет консилиум психологов, определим единую методику и вперед. Сейчас, с помощью Интернет, мы сможем многое прояснить.
33. Морев Игорь Авенирович, 30 августа 2004 г. 6:41:43 Оценка: 93
еще раз на 28
Извините, Павел Валерьевич, у меня совершенно выпал из текста ответ на еще один Ваш вопрос. Вопрос о том, куда делись леворукие.
Действиетельно, еще ребята Аршавского в 60-х строили такие диаграммы распределений, очень похожие на ниспадающие экспоненты, из которых следовало: чем старше школьники, тем меньше среди них левшей (и вообще "праводоминантников". Тогда исследователи сделали вывод, что все эти "праводоминантники" просто перевоспитываются. Представляете, получается, что левая часть мозга с возрастом становится тяжелее правой. То есть ее можно "перевоспитать". Видите, чем попахивает, помните, откуда эти идеи? Хотя, судя по фотографии, не догадываетесь. Был такой академик - Трофим Денисович Лысенко, который перевоспитывал растения и птиц.
------
Но дело не в этом, простите, отвлекся.
Дело в том, что эти диаграммы - двумерны. Если добавить там третью координату - время, то окажется, что эта экспоненциальная кривая сохраняется и ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЕД. Да, в пятом классе "праводоминантников" меньше, чем в четвертом. Посмотрите через год. Соотношения и количества сохранятся, а школьники перейдут соответственно в шестой и пятый класс. Вид распределений сохранится, а общее количество "праводоминантников" возрастет. Так происходит год от года.
Вот в чем разгадка заблуждения.

34. Морев Игорь Авенирович, 30 августа 2004 г. 7:04:59 Оценка: нет
В Петрозаводск
Павел Валерьевич, в Петрозаводском ГУ на физическом факультете работает Назаров Алексей Иванович.
Мы с ним хорошо знакомы по московским и ленинградским конференциям. Он делает прекрасные электронные учебные пособия по физике. Прекрасный специалист.
Я с ним не виделся уже два года.
Вы с ним не знакомы?
35. Петров Павел Валерьевич, 31 августа 2004 г. 0:34:08 Оценка: нет
34>>
---
Нет, Игорь Авенирович, не знаком. Т.к. несмотря на фотографию:-) являюсь не программистом и даже не физиком. А психологом:-) Поэтому начну с компьютеров:-) Они может и "бессловесные". Думаю, что Вы в этом лучше разбираетесь. Думаю, что много народу научили ими пользоваться. Научите ещё одного - кого-нибудь, неумеющего читать вовсе. Пусть он (или она) сделат что-то достаточно простое, например, настроит вид виндов "под себя", создаст папку, файл с заданным именем и параметрами... Уверен, у Вас получится. Только уверен, при этом Ваш "подопечный" в ходе обучения "вдруг" научится читать. Интересно, с чего бы это:-)
---
По поводу "не воспитывается". Есть такая точка зрения, что воспитывается. Есть и противоположная. Т.е. влияют как среда, так и генотип. Подробности, например, в статье Марютиной Т.М. "Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии"/"Вопросы психологии", 1999, N3. Вообще довольно много материалов по этому поводу, просто в этой статье именно обзор. Как мне кажется, достаточно полный. Пишите, если нужно, вышлю электронную версию. Здесь приведу лишь Заключение.
---
"Функциональная специализация полушарий и мануальная асимметрия - видоспецифические свойства человека, возникшие в антропогенезе. В онтогенезе мануальная латерализация формируется постепенно, и ее индивидуальные особенности складываются под действием как генетических, так и средовых факторов. Существует ряд генетических моделей, описывающих возможные варианты наследования ведущей руки, однако ни одна не является общепризнанной. Сформулированы критерии, которым должна удовлетворять генетическая модель, адекватно описывающая тип наследования ведущей руки. Существующие генетические модели мануальной асимметрии не учитывают также такого явления, как профиль латеральной организации и не включают в анализ всех возможных аспектов латерализации функций. В связи с вышесказанным можно сделать заключение, что наиболее полная генетическая модель латерализации должна предусматривать возможность объяснения дифференцированных вариантов асимметрии по разным парным органам."
---
Среди же детей одарённых (с т.зр. педагогов) больше не левшей, а т.наз. амбидекстров. Т.е. тех, которые "и вашим, и нашим". Подробности - в статье Курбатовой И.А. "Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности"/"Вопросы психологии" 1995, N2. Хоть там не очень много подробностей - статья не только об этом. По поводу электронной версии - то же самое.
---
По поводу мышления - как-то странно всего к 2-м типам сводить. Даже к 3-м. И не в том дело, что вот, мол, человеческая уникальность и всё такое... Просто как-то маловать типов. Штук 12-15 для более-менее надёжного прогноза - самое "что надо". Вот тогда уж и разделять, и обучать... К слову - с правополушарным доминированием (очень осторожно!) связывают не столько образное мышление, сколько синтетическую функцию мышления. (В отличие от аналитической, которую соотносят с левополушарным доминированием.)
--
Для синтеза же, в свою очередь, важно именно наглядно-образное мышление. Принято считать, что оно наиболее активно развивается именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причём именно развивается. В смысле, может быть развито при определённых усилиях педагогов. Тема эта обсуждалась на "Педсовете" ИнтерГУРУ, если верно помню, в связи с компьютерами в детском саду. Как одно с другим может быть связано, я тогда так и не понял.
---
Ну так и кого с кем разделять и как обучать?
36. Морев Игорь Авенирович, 01 сентября 2004 г. 12:52:30 Оценка: нет
Петрову П. В.
Здравствуйте, Павел Валерьевич!
Не имел возможности ответить сразу, не было доступа.
Очень рад поговорить с психологом.
Электронные версии меня интересуют, если не сложно - высылайте.
Заранее благодарю. Уж очень это долго все в бумажной библиотеке происходит.
---
1. Насчет первого абзаца Вашего письма - не понимаю, о каком тексте речь, поэтому пропускаю, как и в предыдущем письме.
---
2. Да, человека можно "перевоспитать" и сменить доминирующую руку. Но доминирующие функции мозга перевоспитать нельзя. Как у полдовинок мозга есть с рождения разница в весе - так до конца жизни и остается. (Сам я не взвешивал, так говорят физиологи.) Как правило, такие перевоспитанные дети страдают комплексами, которые приходится снимать гипнозом и разными другими методами (у нас есть во Владивостоке психоцентр, где этим занимаются и проклинают родителей таких детей)
---
3. Да, насчет амбидекстров я согласен. Разночтений в литературе нет. Примеров много. Это очень одаренные и всегда своенравные люди. За своенравность страдают (Цезаря зарезали, Наполеона посадили и пр.).
---
4. Типов мышления действительно много. Выше в переписке я приводил монографию томского автора Богомаза С.А. (кажется, он был зам.декана психфака ТГУ). Сам Богомаз предлагает выделять 12 основных типов, причем 6 связывает с доминантностью левого, и 6 - правого полушарий.
---
5. Вы правы, наглядно-образное мышление можно воспитывать. Есть опирающиеся на это методы быстрого запоминания. Но это все делают на курсах и в спец.школах. Массовой технологии, на базе которой строились бы школьные учебники, нет.
Есть попытки в компьютерных учебниках применить эти методы, но каких-то явно положительных результатов я не встречал. И логическое мышление можно воспитывать. Плохо только получается это в массовой школе. И то, и другое.
---
6. Если у всего класса одновременно воспитывать и то, и другое мышление, толку не будет (и нет). У детей есть с детства предраположенность - надо это использовать, и воспитывать их в соответствии с этой предрасположенностью. Поэтому я и говорю о раздельном обучении. Психологи прекрасно могли бы осуществлять входной контроль в первом классе школы.
---
7. Насчет "Как обучать?" есть литература и есть примеры. Есть легендарные педагогические приемы (С. П. Капица в МФТИ, Н. А. Толстой в СПбГУ, Л. Парфенов в "Российской империи"). Меня эта информация очень интересует с точки зрения приложения в компьютерных учебниках.
Если Вас это тоже задевает, давайте переписываться плотнее.

37. Морев Игорь Авенирович, 01 сентября 2004 г. 13:42:20 Оценка: нет
Уважаемые коллеги!
Вот не смог удержаться и не привести цитату:
"На важность затронутой здесь проблемы обращается внимание в одной из концепций информатизации образования, опубликованной в самом первом номере журнала "Высшее образование в России": "Одна из болевых точек нашего образования исторически связана с превалирующим развитием вербально-логического, аналитического, ЛЕВОПОЛУШАРНОГО мышления в ущерб синтетическому, образному, интуитивному, то есть ПРАВОПОЛУШАРНОМУ. Особо следует отметить ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ принципы, тесно связанные с компьютерной геометрией и графикой, которые обеспечивают воспитание творческой личности, поскольку и то и другое опирается на развитие ПРАВОПОЛУШАРНОГО мышления..." Кстати, после очередных перестроек в руководстве органов управления образованием, эта мысль была "вычищена" из концепции. Жаль".
38. Петров Павел Валерьевич, 02 сентября 2004 г. 10:01:08 Оценка: нет
36>> 1. Насчет первого абзаца Вашего письма - не понимаю, о каком тексте речь, поэтому пропускаю, как и в предыдущем письме.
37>> Особо следует отметить ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ принципы, тесно связанные с компьютерной геометрией и графикой, которые обеспечивают воспитание творческой личности, поскольку и то и другое опирается на развитие ПРАВОПОЛУШАРНОГО мышления.
---
Игорь Авенирович, ну вот этот текст из Вашей статьи:-) Осталось только выяснить, какие именно психологические принципы. Мне, например, кажется:-), что компьютер более "вербален", нежели "образен", что текста там гораздо больше, чем картинок. Поэтому, даже работая со спец. ПО, пользователь так или иначе будет соприкасаться с его "словесной" частью. Что, согласно Вашей логике, развивает именно "левополушарное" мышление.
---
36>> Да, человека можно "перевоспитать" и сменить доминирующую руку. Но доминирующие функции мозга перевоспитать нельзя. Как у полдовинок мозга есть с рождения разница в весе - так до конца жизни и остается. (Сам я не взвешивал, так говорят физиологи.) Как правило, такие перевоспитанные дети страдают комплексами, которые приходится снимать гипнозом и разными другими методами (у нас есть во Владивостоке психоцентр, где этим занимаются и проклинают родителей таких детей)
---
Опять же, про нейрофизиологов. Они-то больше говорят об отсутствии выраженной полушарной ассиметрии. Говорять, только к году что-то вроде этого появляется. И вобще, они очень осторожны в выводах, гораздо осторожнее педагогов и психологов:-) Вообще, особенно у последних, отмечается склонность всех проклинать, в т.ч. и педагогов:-) Не думаю, что стоит к этому относиться серьёзно.
---
36>>  Типов мышления действительно много
---
Игорь Авенирович, типологий тоже немеряно. И чем одна другой лучше - пока неясно. Т.е. если кому-то в работе какая-то типология (чего-либо:-) действельно помогает, значит она "правильная". Для этого "кого-то", но не факт, что и для меня.
---
36>> Вы правы, наглядно-образное мышление можно воспитывать. Есть опирающиеся на это методы быстрого запоминания. Но это все делают на курсах и в спец.школах.
---
Хочу напомнить, что налядно-образное мышление часто рассматривают как стадию развития мышления. На пути к абстрактно-логическому. При этом обучение выстроено именно так, чтобы этот переход как можно быстрее совершить. Значение же самого наглядно-образного мышления недооценивается. На ИнтерГУРУ мы в связи с этим вспоминали работы А.Н.Поддьякова. Где-то в 70-е годы вышло 2 его монографии по этому поводу. И методики там были, правда, рассчитанные на дошкольный и мл.школьный возраст - считается, что наглядно-образное мышление наиболее активно развивается именно тогда. Сегодня Поддьяков занимается примерно тем же, но со взрослыми:-)
---
Что же касаемо каких бы то ни было типов мышления, то связать это напрямую с нейрофизиологией пока:-) не представляется возможным. Справедливо не только для мышления. Это отражается, например, и в создании и использовании различных тестов тмперамента. Точнее, в их невысокой надёжности и валидности:-) - см. Л.Ф.Бурлачук, С.М.морозов. Словарь-справочник по психодиагностике - С.П-б., 2001, стр.261-262.
39. Петров Павел Валерьевич, 02 сентября 2004 г. 20:08:51 Оценка: нет
Про нейрофизиологов - конечно же нет выраженной ВРОЖЖДЁННОЙ межполушарной ассиметрии. Прошу прощения за опечатку.