Тема: Школьный сервер.

При определенном развитии, встанет вопрос о создании школьного сервера, подключенного к сети интернет, что ведет за собой решение таких проблем, как:
Как привлечь знающего технического специалиста в школу.
Можно ли «вырастить» тех.специалиста в самой школе, например, из учителя информатики, родителя или продвинутого ученика?
Кто будет администрировать сервер, отслеживая вопросы сетевой безопасности, резервного копирования и пр.
Кто будет заниматься web-дизайном, созданием скриптов для школьного сайта, ведением БД, необходимых для сайта и пр.
Автор: Косаченко Сергей Викторович 
1. Волкова Марианна Юрьевна, 25 августа 2004 г. 6:18:54 Оценка: 262
Грамотный техспециалист в школу не пойдет - это понятно почему. "Вырастить" специалиста в собственной школе, я думаю, наиболее реально из того же учителя информатики. И для школы более выгодно, хотя бы потому, что он будет всегда на месте и для профессиональной деятельности это только "+". Но заинтересованному учителю необходима помощь на первых порах. Где ее взять?
2. Мочнева Лариса В., 25 августа 2004 г. 6:48:27 Оценка: 342
Все прекрасно понимают: начни платить нормальные деньги, и желающих занять эту должность отбоя не будет. Но платить не будут, мы это тоже прекрасно понимаем. Поэтому я согласна с Волковой Марианной Юрьевной: нужно дать возможность обучиться учителю информатики (не на недельных курсах...), положить некоторую доплату (о, это очень больная тема...), а, главное, прописать ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ! В них, в инструкциях, нужно подробно прописать обязанности (естественно, эти обязанности не должны быть такими, как у "нормального" сисадмина, так как не будем забывать, что учитель прежде всего обязан вести еще уроки, внеклассную там деятельность всякую вести). Очень важный вопрос определения функционала. Либо привлекать на эту должность студента 3-5 курса ФИВТа. Правда, здесь есть такая проблема: студент по окончании ВУЗа уйдет из школы. И - снова ищи другого... Давайте еще поговорим, очень нужная и важная тема.
3. Косаченко Сергей Викторович, 25 августа 2004 г. 9:27:10 Оценка: 403
Платить за "сисадминство", хоть учителю информатики, хоть специалисьу со стороны необходимо, иначе "выращенный" до сисадмина информатик уйдет сисадминить в другое блоее "хлебное" место, коих сейчас не мало.
4. Косаченко Сергей Викторович, 25 августа 2004 г. 9:31:15 Оценка: 346
Вопрос в другом, как (где) можно подготовить сисадмина из информатика. Отправлять его часто на курсы невозможно. Может есть дистанционные? Вероятно - да, но они скорее всего небесплатные. Сертифицированные курсы (Microsoft, Cisco, etc) вообще запредельно (с позиции школы) дорогие. Тогда кто должен платить, ведь не сам информатик, хотя польза от учебы вроде бы есть и для него?
5. Косаченко Сергей Викторович, 25 августа 2004 г. 9:34:36 Оценка: нет
Интересен и такой вопрос: "А какая ОС работает на Вашем сервере?".

У нас пока Windows 2000, так как другие плохо знаем, но "поглядываем" на Linux и FreeBSD.
6. Мочнева Лариса В., 25 августа 2004 г. 10:00:35 Оценка: 180
У нас W’2000 Server. Пока работаем. Пробовали в прошлом году перейти на Linux: есть несколько "подводных камней" (несовместимость ПО - один из самых "больных") - наше мнение: этим должен заниматься отдельный человек, а не загруженный учитель. Хотя - попробуйте. О вкусах не спорят.
7. Квашенко Оксана Валерьевна, 25 августа 2004 г. 10:18:26 Оценка: 195
На 1 >> Не может информатик всем заниматься. Если он будет заниматься и тех.обслуживанием техники, и сисадминством, и всем тем что будет неизбежно вытекать(при информатизации школы), ему некогда будет учить детей. А личная жизнь тоже должна существовать...
8. Волкова Марианна Юрьевна, 25 августа 2004 г. 10:26:37 Оценка: 147
Уважаемая Оксана Валерьевна! Если человек желает заниматься перечисленным Вами, и самое ГЛАВНОЕ, если есть такая возможность (не в ущерб ему самому) почему бы и нет! Если хорошо подготовить класс, все один раз настроить как надо, то в течении года не так уж сложно обслуживать технику.
9. Решетов Евгений Валерьевич, 25 августа 2004 г. 11:33:18 Оценка: 51
Марианна Юрьевна, позвольте узнать и сколько времени уйдет на то что бы "один раз настроить как надо", и что означает как надо, может быть сегодня нужно так, а завтра совсем по другому?
10. Решетов Евгений Валерьевич, 25 августа 2004 г. 11:35:35 Оценка: 45
А поповоду сисадминов, то это может быть любой из перечисленных вариантов (учитель информатики, студенты, старшеклассники) ничто в мире не вечно, и никто не обязан быть привязанным к одному рабочему месту
11. Любезный Виктор Владимирович, 25 августа 2004 г. 12:52:41 Оценка: 73
У нас сервер на Linux. Один раз настроил и не подходил к нему, пока один раз из-за аварии в электросети, о которой я узнал уже тогда, когда сели батареи на UPS, не слетели данные. Теперь стал умнее и поставил всё так, что сервер из строя не выйдет. Жалко, нет пока что "умного" UPS.
12. Завьялова Лариса Михайловна, 25 августа 2004 г. 13:15:11 Оценка: нет
Может быть, для большинства будет более приемлимым решение, которое использовано у нас, в Ярославском областном Центре телекоммуникаций.
http://www.edu.yar.ru
На сервере создано разделяемое пространство, создан инструментарий, позволяющий из школы работать на сервере достаточно просто, а поддерживают сервер специалисты Центра.
13. Титоров Даниил Юрьевич, 25 августа 2004 г. 14:04:58 Оценка: 197
Проблема где взять грамотного сисадмина не сложнее, чем проблема где взять грамотного учителя информатики, русского языка, грамотного директора наконец.

Так уж получилось, что на данном этапе компьютерами в школе занимаются те, кому это интересно. Поэтому, первое, что нужно управленцам - это не мешать. Помощь тоже не помешает, но вместо того, чтобы учителю информатики сидеть и ждать, стоит самому организовать работу, привлекать других учителей, учеников, родителей, делать так чтобы информатизация стала нужна школе. Через некоторое время вы можете стать в своей школе главнее Папы Римского. Может тогда и деньги найдутся... Мне кажется, что в моей школе это получилось (www.school38.ru)
14. Нордгеймер Михил Юрьевич, 25 августа 2004 г. 16:22:05 Оценка: 162
На самом деле выростить сисадмина намного проще чем кажиться - Интернет вот источник знаний для всех сисадминов, главное - это позвать уже знающего человека (желательно лично связанного с учреждением) и попросить установить систему единожды, попутно объясняя что он делает тому кто этим будет заниматься. А все остальное учитель или продвинуты ученик будет узнавать из Интернета! Главное - это заинтересовать в этом своего работника, поэтому идеальным вариантом становиться ученик.
15. Косаченко Сергей Викторович, 25 августа 2004 г. 16:56:34 Оценка: 44
Самообразование - главный способ вырасти в сисадмина, а интернет -главный источник получения знаний для сисадмина.

на 14> не доверил бы я сисадминство ученику. Он материально "безответственный" и доверять учетные записи всех работников школы и пр. я бы не стал. Если слетит БД с собранными за лет 5 документами, проекты учеников или коллекция программ, то виноват будет явно не ученик.
16. Анисимова Ольга Владимировна, 26 августа 2004 г. 0:12:50 Оценка: нет
Любая система не защищена от выхода из строя. Поэтому один раз обжегшись (первый сервер простоял у нас ровно 1 год и 1 день), а потом сгорел, настраивая сервер, мы теперь обязательно делаем копию, которую затем можно использовать. А уж БД надо точно копировать хотя бы раз в неделю, со всеми изменениями, иначе по закону бутерброда именно в тот день когда забудешь они и слетит.
17. Любезный Виктор Владимирович, 26 августа 2004 г. 7:37:40 Оценка: нет
На 16. И, тем не менее, на достаточно загруженных серверах нет возможности получить резервную копию данных по состоянию на момент выхода сервера из строя. Поэтому всё равно подпускать близко к серверу школьников нельзя.
18. Кириенко Денис Павлович, 26 августа 2004 г. 8:52:17 Оценка: 91
Тоже считаю, что подпускать школьников к администрированию сервера близко нельзя. Я исхожу из того, что у каждого пользователя в сети есть собственная учетная запись и собственный домашний каталог. Школьники не должны иметь доступа к домашним каталогам всех пользователей и поскольку цена ошибки тут велика, у администратора должен быть высокий уровень ответственности.
19. Кириенко Денис Павлович, 26 августа 2004 г. 8:53:59 Оценка: нет
Забыл добавить. При этом я использую школьников для кабельных работ и для настройки клиентских машин, но только особо грамотных.
20. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 9:59:05 Оценка: 182
Сергей Викторович! Хорошо сказать - "самообразование - главный способ вырастить админа". Сомообразование на пустом месте не построишь, нужно сначала заложить базу. Извините, но учитель информатики и сисадмин - это разные не только функции, но и разный профиль знаний. Многие учителя информатики этих знаний вообще не получали - ни в институте, ни тем более в школе (я имею в виду преподавателей со стажем, не сегодняшнего поколения выпускников ВУЗов). Надо либо учить учителей информатики сетевому администрированию (при чем в тех школах, где уже есть выход в Интернет и создан школьный сайт - я лично расцениваю это как пропуск на курсы), либо продумывать штатное расписание школы в условиях информатизации, вводить специальную штатную должность. Слишком многого хотим, а принципиальных решений не принимаем. Во многих школах только мечтают о должности замдиректора по информатизации. Кстати, я считаю, что эта должность не должна стать, извините за грубость, "козлом отпущения", на которую можно свалить все проблемы информатизации школьного пространства. Один в поле не воин.  Нужен и замдиректора по информатизации, и сисадмин, и лаборант, и техник. Другой вопрос - это могут быть люди по совместительству или 1 техник на несколько школ (в целях экономии фонда зарплаты)
21. Любезный Виктор Владимирович, 26 августа 2004 г. 11:19:24 Оценка: 96
На 18/19: Наших студентов мы тоже задействуем на прокладке сетей, однако клиентские машины у администрации настраиваем сами, ибо на них также есть информация, терять которую нежелательно.
На 20: Вообще-то мы и имеем в виду, что не следует смешивать системного администратора с учителем информатики и даже с зам. директора по информатизации. Заместитель директора должен заниматься концепциями и административной деятельностью, а у технического персонала своя работа. Честно говоря, мне кажется, что "наверху" не слишком представляют себе обстановку на местах. Так, около полугода назад наш УМК разослал нам по электронной почте примерную должностную инструкцию "оператора поста электронной почты". Спрашивается: зачем это надо, если такую работу можно доверить делопроизводителю?
22. Квашенко Оксана Валерьевна, 26 августа 2004 г. 14:04:11 Оценка: нет
А у нас в районе все эти должномти приходится совмещать учителю информатики.
23. Федотов Валерий Павлович, 26 августа 2004 г. 22:13:19 Оценка: нет
3>> иначе "выращенный" до сисадмина информатик уйдет
– А уходя, еще может и создать условия для последующего рэкета в отношении бывшего работодателя. Не случайно вот:
13>> Через некоторое время вы можете стать в своей школе главнее Папы Римского. Может, тогда и деньги найдутся.
– Здесь лежит гораздо более сильная причина для того, чтобы согласиться с
15>> не доверил бы я сисадминство ученику.
24. Енин Иван Николаевич, 27 августа 2004 г. 15:18:00 Оценка: нет
20>>Нужен и замдиректора по информатизации, и сисадмин, и лаборант, и техник. Другой вопрос - это могут быть люди по совместительству или 1 техник на несколько школ (в целях экономии фонда зарплаты)
Прежде всего это должно быть нормативно прописано и под эти должности выделены финансы. После нужно определять количество специалистов и условия их работы (выделенный специалист в школе, совместительство или один на несколько школ). Но думаю, что как минимум лаборант и замдиректора по информатизации должен быть в каждой школе.
25. Любезный Виктор Владимирович, 27 августа 2004 г. 17:19:06 Оценка: нет
На 24: Полностью согласен. Практически ежедневно в любом месте, где идёт работа с компьютерами, возникают проблемы, в основном, мелкие, не требующие особой квалификации. Думаю, клавиатуру, мышку или картридж поменять сможет и лаборант, если его снабдить соответствующим набором запасных частей, а вот серьёзную работу, сопряжённую с повышенным риском выхода из строя техники или утраты информации (такая работа возникает сравнительно нечасто), должен выполнять более опытный человек. Зам. директора по информатизации должен быть в курсе всех дел школы, поэтому его на совместительство ставить нельзя.
26. Бондаренко Александр Юрьевич, 27 августа 2004 г. 18:50:43 Оценка: нет
Извиняюсь за, возможно некорректно заданный, вопрос.
А почему никто не рассматривает вариант с централизованной бригадой обслуживания?
Ведь если у вас подключение есть, то есть возможность работать с сервером удалённо. Наверное вполне реально сделать некую двухзвённую структуру обслуживания:
- уровень школы. Некто способный по указаниям по телефону включить сервер и дать доступ из центра. Он же занимается повседневной текучкой - типа заведения новых пользователей, резервного сохранения данных и прочее;
- уровень центра. Специалист способный на настройку серверов в локальном и удалённом режиме. В особых случаях выезжает на место и разбирается там. Также обеспечивает первичную настройку серверов.

В этом случае можно ведь одну большую зарплату на всех найти. И дать её тому центровому админу. Это же наверное проще чем делать 10-15 маленьких окладов?

Ну сомневаюсь я что-то что сисадину с сервером надо работать постоянно. Настроил. Запустил и только поглядывай за ним. В таком режиме ведь работают многие во всём мире. Или образовательные сервера, сети имеют какую-то особенность что нуждаются в выделенном человеке для их обслуживании?

27. Кириенко Денис Павлович, 27 августа 2004 г. 22:59:02 Оценка: нет
Действительно, серьезные проблемы возникают не часто, а вот что у меня возникает часто:

* Школьник не может войти в систему, поскольку забыл пароль.
* Школьник не может войти в систему, поскольку у него переполнилась дисковая квота.
* Школьник не может войти в систему (windows), поскольку в окне входа неверно указывает домен для входа.
* У школьника проблемы с работой в системе, поскольку кто-то поменял ему настройки, воспользовавшись тем, что школьник отошел от компьютера не выйдя из системы.
* Глючит Windows, требуется перезаливка жесткого диска компьютера на "эталонную" установку.
* У кого-то из администрации не работает компьютер (причина может быть различной, но иногда это требует вскрытия корпуса а иногда достаточно посильнее воткнуть тот или иной кабель)
* Надо поменять картридж в принтере

Ну вот сами думайте, какой квалификации требует решение таких проблем.
Мне кажется, что большой трудностью в идее централизованного администрирование является отстутствие стандартный конфигураций школьной сети и программного обеспечения. Никакой системный администратор не в состоянии запомнить тонкости организации десятка различных сетей. Да и учителю сегодня в голову может прийти одно, а завтра - другое относительно требований к этой сети (сегодня я хочу, чтобы школьники прислали мне задания по почте, завтра - чтобы скопировали их в специальный сетевой каталог, а послезавтра - чтобы оставили в своем домашнем каталоге сохранив файл под указанным именем. Ну правда это я на выдумки горазд, не всякому учителю прийдут в голову такие хитрости).
28. Любезный Виктор Владимирович, 30 августа 2004 г. 21:22:06 Оценка: нет
На 26: При наличии на месте человека, способного решить мелкие проблемы, этот вариант вполне жизнеспособен. Однако удалённое администрирование сервера через Internet требует тщательного внимания к серверу с точки зрения компьютерной безопасности: если один человек способен администрировать компьютер через сеть общего пользования, то теоретически это может сделать и другой, посторонний и нежелательный человек. Так что такой подход требует особой квалификации администратора.