Тема: Кластеризация информационных школьных образовательных пространств.

Есть конкретный проект модели информационных школьных образовательных пространств. На мой взгляд, очень толковый. Он описан в приложенной статье. Давайте познакомися и обсудим.
Автор: Кузнецов Евгений Васильевич  Статья
1. Волкова Марианна Юрьевна, 25 августа 2004 г. 7:10:07 Оценка: 254
Мне кажется, что кластеризация востребована, по крайней мере, сейчас не будет. Наверно мало кто представляет как это осуществить. Во-первых нет ИКТ-доступности для каждой отдельно взятой школы. В некоторых нет и выхода в интернет.  Во-вторых, а кем это востребовано? Кому это нужно? Кто захочет заиматься организацией использования ИКТ в домашних уроках или вести электронный журнал? Чем электронный журнал лучше обычного? Для использования ИКТ-технологий на уроках желание и главное возможности есть не у всех.
Ходить куда-то в другую школу мало кто будет при нашей загруженности. Надо чтобы у людей было четкий ответ на вопрос: "Для чего? Что это даст?" Должен быть стимул участвовать в этом проекте.  Не так сложно создать проект, как его осуществить.
2. Иванова Надежда Валентиновна, 25 августа 2004 г. 7:13:09 Оценка: 217
Мне ясно одно, что нужно однозначно идти от уровня "кустаря"-одиночки к созданию хотя бы творческой группы по информатизации школы. Именно такой процесс начался в нашей школе№5 Советского района г. Красноярска. Однако всё строится пока только на МОРАЛЬНОЙ поддержке администрации и БОЛЬШОМ ЭНТУЗИАЗМЕ учителей.

Очевидно также желание конкретного учителя "вовлечь в свою орбиту" единомышленников.Этому будет способствовать кластеризация школьных образовательных пространств.
3. Мочнева Лариса В., 25 августа 2004 г. 8:51:28 Оценка: 98
Представим себе, что "всех посчитали", все распределились по кластерам. И?..
Наверное, каждая школа представляет себе реально свое положение в процессе информатизации. В центре эта ситуация не так печальна, как в регионах, провинции. Все и так знают, что в сельских школах остро стоят проблемы и технического оснащения, и с кадрами проблемы. Реально-то что МЫ с Вами, уважаемые коллеги можем сделать? Пока государство не обратит внимание, пока не будут выделены реальные финансовые средства (которые не уйдут неизвестно куда, не распылятся, не будут истрачены, что греха таить, на не очень качественную технику), сдвига не будет.
Могут мне возразить: "вот покажем кластерную карту, это будет доказательством, иллюстрацией, что нужно сделать и где. Вот узнают люди свое место в карте, начнут двигаться в нужном направлении". Знаете, я хоть и оптимист, но всегда помню, что живу в России. Евгений Васильевич 22 августа правильно заметил, что никто в министерстве этими делами и не занимается. Пока нас не услышат и реально не поддержат "наверху", нужное дело по кластеризации так и останется вехой в истории КУК.
4. Иванова Надежда Валентиновна, 25 августа 2004 г. 8:52:01 Оценка: 152
Марианна Юрьевна, позвволю себе возразить Вам. Да, конечно, процесс информатизации школьного образовательного пространства МЕДЛЕННО, но ИДЁТ. И, возможно, замедленный темп этого процесса можно ускорить благодаря взаимоинформированности. Благодаря кластеризации каждый учитель становится "колёсиком" единого целенаправленного процесса внутри отдельно взятой школы. Возможен обмен опытом, обсуждение проблем  и создание совместных (интегрированнных) проектов учителей-предметников с применением ИКТ.
Кластеризация позволит таким, пусть не многочисленным сподвижникам (ведь ими движет, прежде всего, внутренняя мотивация)выйти на установление контактов с коллегами из других школ. Это создаёт возможность для осуществление межшкольных проектов.
5. Косаченко Сергей Викторович, 25 августа 2004 г. 8:53:06 Оценка: нет
Предполагаю, что такая модель поможет при внедрении ИКТ в школы. Пока нет такой рекомендуемой модели и кластеризация ШИОС призвана заполнить этот вакуум. А самое главное то, что школы только приступающие к внедрению ИКТ могут ею руководствоваться, а не наступать на "старые грабли".
6. Мочнева Лариса В., 25 августа 2004 г. 9:39:48 Оценка: 95
Грабли были, есть и будут всегда! Виктора Ивановича Черномырдина у нас не зря цитируют до сих пор.
Просто у нас все превращается в профанацию: давай, давай, быстрей, начальство приказало, когда сдавать - вчера!
Для более-менее успешного процесса нужны денежки, люди (энтузиасты, готовые пахать за идею - а таких мало). Я не пессимист, а - оптимист, живущий в прекрасной стране под названием Россия (чем и горжусь...)
7. Селиванова Татьяна Николаевна, 25 августа 2004 г. 11:58:01 Оценка: 146
А я считаю, что если есть возможность, то кластеризацию провести обязательно нужно. Тогда,по крайней мере, каждый, кто захочет "информатизировать" свою школу сможет увидеть полную картину, выбрать то, что ему нравится, посчитать денежки и выбрать то, что по карману, увидеть то, к чему нужно стремиться и уточнить у достигнувших: а как вы это сделали? Понятно, что на чистом альтруизме далеко не уедешь, но если хоть немного делать - это уже хорошо. С уважением.
8. Решетов Евгений Валерьевич, 25 августа 2004 г. 12:28:46 Оценка: 79
По-моему, кластеризация позволяет простроить какую то структурную модель, каким то образом, определить уровень и дальнейшие возможные направления развития информатизации для каждого ОУ. Главное, чтобы процесс информатизации был внутренним базовым процессом для ОУ, и гармонично встраивался во все сферы школьной жизни.
9. Крутченко Татьяна Ивановна, 25 августа 2004 г. 17:53:38 Оценка: 83
Да, я согласна кластеризация позволяет простроить модель,определить дальнейшие возможные направления развития информатизации.  Главное, чтобы процесс информатизации был внутренним базовым процессом для ОУ, и гармонично встраивался во все сферы школьной жизни. С октября 1995 г. в рамках краевой экспериментальной площадки по теме «Внедрение информационных технологий в обучение и управление образованием в гимназии №10 ЛИК г. Невинномысска» (научный руководитель проректор СГУ по информатизации Брановский Ю.С.) проводится экспериментальная работа по проблеме: «Компьютер в образовании. Новые информационные технологии». Это положило начало реальному процессу внедрения новых информационных технологий в образовательных учреждениях города.Для учителей-предметников организованы курсы по основам компьютерной грамотности. Преподаватели получили практические навыки работы в текстовом редакторе, графическом редакторе, в учебных средах. Эти занятия помогли учителям освоить компьютер и придали им уверенность для дальнейшей работы в классе с учениками.В ходе эксперимента учителя получают необходимые методические материалы и разработки  по использованию компьютера в школе.
Городское методобъединение учителей информатики(руководителем которого являюсь я)проводит работу по использованию информационных ресурсов в образовательных учреждений города. В городском методобъединении  создан образовательный фонд лазерных дисков (СD) и флоппи-дисков, где можно ознакомиться с имеющимся программным обеспечением, получить краткую аннотацию о продукте, просмотреть заинтересовавший материал, получить консультации по его использованию и краткую методическую поддержку.  Основным принципом в эксперименте  по внедрению НИТ в  учебную программу является принцип интеграции. Этот принцип осуществляется не только посредством интеграции информатики с другими учебными курсами, но также при сотрудничестве учителей, преподающих различные предметы. Интересный образец сотрудничества был продемонстрирован в результате совместной работы преподавателей информатики, с одной стороны, и преподавателей физики,  географии,  математики,  технологии,  истории,  МХК. Мы пропагандировали среди преподавателей идею «обучения через исследования». Компьютер создавал среду, обеспечивающую применение средств, позволяющих выполнять различные функции.
Сотрудничество с преподавателями информатики позволило учителям физики, языка,  технологии,  МХК,  географии легко освоиться в компьютерной среде и с удовольствием проводить исследования в рамках своего предмета,
сейчас у нас идёт запись в кабинет информатики для проведения интегрированных уроков. А в феврале 2004(Фестиваль "ЮГ России в Интернет") у нас родилась идея совместного проекта по экологии и информатике с учащимися из Кабардино-Балкарии.
Я думаю, что кластеризация школьных информационных пространств веяние сегодняшнего дня.

10. Крутченко Татьяна Ивановна, 25 августа 2004 г. 17:54:54 Оценка: нет
Да, я согласна кластеризация позволяет построить модель,определить дальнейшие возможные направления развития информатизации.  Главное, чтобы процесс информатизации был внутренним базовым процессом для ОУ, и гармонично встраивался во все сферы школьной жизни. С октября 1995 г. в рамках краевой экспериментальной площадки по теме «Внедрение информационных технологий в обучение и управление образованием в гимназии №10 ЛИК г. Невинномысска» (научный руководитель проректор СГУ по информатизации Брановский Ю.С.) проводится экспериментальная работа по проблеме: «Компьютер в образовании. Новые информационные технологии». Это положило начало реальному процессу внедрения новых информационных технологий в образовательных учреждениях города.Для учителей-предметников организованы курсы по основам компьютерной грамотности. Преподаватели получили практические навыки работы в текстовом редакторе, графическом редакторе, в учебных средах. Эти занятия помогли учителям освоить компьютер и придали им уверенность для дальнейшей работы в классе с учениками.В ходе эксперимента учителя получают необходимые методические материалы и разработки  по использованию компьютера в школе.
Городское методобъединение учителей информатики(руководителем которого являюсь я)проводит работу по использованию информационных ресурсов в образовательных учреждений города. В городском методобъединении  создан образовательный фонд лазерных дисков (СD) и флоппи-дисков, где можно ознакомиться с имеющимся программным обеспечением, получить краткую аннотацию о продукте, просмотреть заинтересовавший материал, получить консультации по его использованию и краткую методическую поддержку.  Основным принципом в эксперименте  по внедрению НИТ в  учебную программу является принцип интеграции. Этот принцип осуществляется не только посредством интеграции информатики с другими учебными курсами, но также при сотрудничестве учителей, преподающих различные предметы. Интересный образец сотрудничества был продемонстрирован в результате совместной работы преподавателей информатики, с одной стороны, и преподавателей физики,  географии,  математики,  технологии,  истории,  МХК. Мы пропагандировали среди преподавателей идею «обучения через исследования». Компьютер создавал среду, обеспечивающую применение средств, позволяющих выполнять различные функции.
Сотрудничество с преподавателями информатики позволило учителям физики, языка,  технологии,  МХК,  географии легко освоиться в компьютерной среде и с удовольствием проводить исследования в рамках своего предмета,
сейчас у нас идёт запись в кабинет информатики для проведения интегрированных уроков. А в феврале 2004(Фестиваль "ЮГ России в Интернет") у нас родилась идея совместного проекта по экологии и информатике с учащимися из Кабардино-Балкарии.
Я думаю, что кластеризация школьных информационных пространств веяние сегодняшнего дня.

11. Шевцова Людмила Алексеевна, 25 августа 2004 г. 20:47:53 Оценка: нет
Евгений Васильевич! Вы затронули. пожалуй, самую важную тему на сегодняшний день - развитие информационно-образовательной среды в школе. С вами полностью согласна по определению содержания кластеров, но не совсем согласна с порядком их перечисления. Главное - это люди, человеческий фактор (вы назвали его ИКТ - компетентность). Мне кажется, что с этого должно все начинаться. Можно до бесконечности развивать информационную среду с технической точки зрения, подключать школы к Интернет, а информатизация будет стоять на месте. Компонент "ИКТ - доступность" необходим, но это не самое главное. Проблема в людях, а еще точнее в учителях, - это первое. Учителей надо мотивировать, заинтересовывать в необходимости использования ИКТ (ИКТ - востребованность)- это второе. А для этого надо создать необходимые и достаточные условия (ИКТ -доступность) - это третье. И еще. Лучше не использовать фразу "человеческий материал". А так ваша модель мне понравилась, сразу виден комплексный системный подход к решению проблемы информатизации школы. Успехов.
12. Кузнецов Евгений Васильевич, 26 августа 2004 г. 3:43:23 Оценка: 71
Людмила Алексеевна! Конечно же, на 1-ом месте люди. ИКТ-компетентность стоит третьей по порядку только потому, что эта часть самая сложная. От самого простого к самому сложному. Во всех странах, где занимаются информатизацией образования, все проблемы - в людях. Про "человеческий материал" виноват. Упустил. Статью же не я писал. Это некая компиляция из материалов разработчиков этой системы.
13. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 9:37:47 Оценка: нет
Доброе утро. Полностью согласна с вами, что это самая сложная проблема. Легче решить технические вопросы, чем сдвинуть ИКТ-компетентность. ИКТ-доступность в школах решается с разной степенью успешности, но решается. Курсы в институтах развития образования, центрах ФИО и ИНТЕЛ проводятся, а цепочка рвется. Думаю, что "слабое звено" - это методическая работа в школе. В этой системе необходимо помимо привычных нам семинаров и методических советов создать целое направление - мы называем его системой поддерживающего обучения. Учитель после курсов возвращается в школу и если не создать условия, то все полученные знания останутся невостребованными. Ваша модель - это как раз и есть серьезная попытка подойти к этой проблеме с научной точки зрения. Кстати, пыталась вчера и сегодня открыть тему по формированию готовности учителей-предметников к использованию ИКТ, не получилось...
14. Хатьков Николай Данилович, 26 августа 2004 г. 12:44:38 Оценка: 88
Непростое это дело создавать модели, тем более социальные. Если посмотреть, то что представлено, то сразу можно отнести все это дело к попытке описания стохастической модели. Подобные модели являются очень сложными, даже если есть один случайный независимый фактор. А здесь их вона сколько - социум ведь. Тогда не понятно, что понимается под устойчивостью подобных моделей - нет там устойчивости. А если нет, то можно затратить море средств и все распадется, все впустую. Единственно, куда можно попытаться перенести тяжесть и сделать остов - описание организационной структуры и цель, которая должна быть близкой и недостижимой, тогда, возможно, будут условия для размножения скорее всего других шкластеров (так это можно будет назвать) Нечто похожее наблюдается в динамике с сетевыми сообществами, где фактор случайности очень велик.
15. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 15:16:01 Оценка: нет
Николай Данилович! Не поняла, почему "недостижимых целей"? И почему вы развитие информационного пространства школы сравниваете с неуправляемым процессом создания сетевых сообществ? Мне кажется, что информационная среда одной школы будет отличаться от информационной среды другой школы, но должен быть основной скелет, общий для всех. Об этом как раз и говорит Кузнецов Е.В.
16. Хатьков Николай Данилович, 26 августа 2004 г. 18:46:59 Оценка: 84
Людмила Алексеевна - Вы можете найти этот скелет? К тому же предполагается переход от одного шкластера к другому - на каком основании? Если цели не будет - шкларизация закончится, все рассыпется при достиженни этой цели. Сам процесс шкларизации может быть тоже неуправлем,ничего особенного в этом не вижу, вот только они будут возникать хаотично, модифицироваться от одной ступени к другой - на основании чего? Или мы будем просто описания состояний давать типа монгола на реке, что вижу, то и пою? Переход к сетевому сообществу вполне закономерен из-за возникновения избыточности первоначального состояния в информационной среде - ярко выраженная цель имеется. Произошла естественная самоорганизация части информационного пространства в некую организационну структуру - это устойчивый социальный скелет, например, армия тоже имеет такую структуру и пр., а здесь я этого не вижу. Так вот запросто взять и описать многофункциональные, взаимозависимые состояния со случайными связями, даже не вводя условия существования и ограничения, накладываемые описательной части модели - нельзя.
17. Федотов Валерий Павлович, 26 августа 2004 г. 22:02:03 Оценка: 160
3>> Знаете, я хоть и оптимист, но всегда помню, что живу в России… Пока нас не услышат и реально не поддержат "наверху"…
– Однако далеко не все в России делается по команде сверху. Во все времена глубинка жила по принципу «Царь далеко». Конечно, именно информатизация заметно сократила расстояния. Но традиции сильнее.
18. "Редюхин RisC.Net Владислав", 29 августа 2004 г. 9:36:09 Оценка: нет
Евгений Васильевич, прочитал про содержание "Кластеризации". Понятие сегодня модное... Но ничего нового, на мой взгляд, по содержанию не вносящее... Иногда говорят, "многоаспектное" рассмотрение.  
----
Только я писал уже где-то А.Каленикову про исходную точку и устройство пространства. Пространство школы - оно из ТРЕХ частей состоит: внутренней, внешней и границы между ними.
---
Многое зависит от исходной точки, откуда будет стартовать кластеризация, так как разворот в деятельность - это всегда лискурс.
Если из школы, то что это такое "школа" - дидактическая система, социальная, социокультурная? Или организация (учреждение)?

От методологического самоопределения многое зависит. ВСЁ... Я пробовал обсуждать это на секции С.И. Галагана, но не нашел понимания на первом же шаге.