Тема: Проблема толерантности в контексте общей культуры учителей и как элемента образования для школьников.
|
К обсуждению этой важной темы Вас приглашает Реутов Московской области Валерий Зайцев http://www.prof.msu.ru/persons/zaitsev/index.html Сообщает, что не может прорваться на сайт
|
Автор: Бизяева Мария Арсентьевна
|
1. Бизяева Мария Арсентьевна, 26 августа 2004 г. 7:51:24 |
Оценка: 2
|
|
Удивительный парадокс. Уже общепринято толерантность понимать как терпимость. Я раньше тоже так считала. В первую очередь толерантность - это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься, с кем имеешь дело, проявляешь терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту, сострадание - все лучшие качества человеческой личности. В первую очередь этими качествами души обладает педагог. Даже и не зная смысла слова,он уже толерантен по отношению к детям. Тема толерантности действительно актуальна. А в контексте воспитания и обучения школьников в современной школе приобретает особую значимость.
|
2. Селиванова Татьяна Николаевна, 26 августа 2004 г. 8:53:50 |
Оценка: 96
|
|
А зачем нам столько тем про толерантность? Давайте все соберемся на первой поговорим как культурные люди! С уважением.
|
3. Рождественская Людмила Викторовна, 26 августа 2004 г. 10:25:20 |
Оценка: нет
|
|
>>>>>В первую очередь этими качествами души обладает педагог. Даже и не зная смысла слова,он уже толерантен по отношению к детям. ----------------- Уважаемая коллега! Мне кажется преувеличенное выделение толерантности, как преобладающего профессионального качества педагога рассматривать не совсем уместно. По крайней мере в отрыве от системы профессиональных качеств, которыми во всей полноте обладает настоящий педагог. А рефлексия, а эмпатия, а умение анализировать, а самоконтроль, а потребность самосовершенствования? Не получится ли так, что сосредоточившись на одной толерантности, мы утратим цельность да так и не определим ни плодотворного контекста, ни рамок обсуждения?
|
4. Решетов Евгений Валерьевич, 26 августа 2004 г. 11:32:50 |
Оценка: 97
|
|
Татьяна, толерантность, видимо самая модная тема в последнее время... :) Так что, будьте толерантны, Татьяна...
|
5. Бизяева Мария Арсентьевна, 26 августа 2004 г. 12:03:11 |
Оценка: нет
|
|
Ответ на реплику 2. В первых двух темах вчера не было реплик. Значит, исходя из принципа толерантности, вежливо предлагаю третью. Если и здесь не получится настоящего разговора, еще придумаем ... тему. Предложение поговорить, как провести Урок толерантности в школе с применением ИТ в одном месте принимается.
|
6. ПАДАЛКО Татьяна Васильевна, 26 августа 2004 г. 13:25:29 |
Оценка: нет
|
|
>>>>>В первую очередь этими качествами души обладает педагог. Даже и не зная смысла слова,он уже толерантен по отношению к детям.
Коллеги, учитывайте, что одним из точных переводов слова "толерантность" является "потеря иммунитета". Это я не к тому, что не надо быть толерантным или не надо обсуждать тему и проблемы с ней связанные, а к тому, чтобы пригласить Вас не очень заблуждаться относительно толерантности как профессиональной "панацеи".
В качестве такой "панацеи" на ГУру долго обсуждается любовь к детям. Но тоже приходим к выводу , что "сосредоточившись на одной толерантности (или любви - ТВП), мы утратим цельность да так и не определим ни плодотворного контекста, ни рамок обсуждения". (см.П.3 )
И еще один вопрос: а если учитель "Даже и не зная смысла слова, уже толерантен по отношению к детям" (см.П.1), то откуда взялась проблема толерантности вообще? И, в частности, на педсовете?
|
7. Бизяева Мария Арсентьевна, 26 августа 2004 г. 14:01:25 |
Оценка: нет
|
|
Уважаемые коллеги! Предложенные мною два прокта совершенно не похожи друг на друга. Но каждый из них имеет своей целью воспитание толерантности у подрастающего поколения и внедрение современных технологий в образование. Один раскрывает самую страшную трагедию человечества - трагедию Холокоста, а другой - наоборот содержит исторические, патриотические, культурные традиции родного края. Оба проекта предназначены на длительную работу, с привлечением большого круга участников. Об этом говорится в статьях, помещенных в двух предыдущих темах. В обеих темах ребята занимаются поисковой работой, изучают ИТ, а потом свои находки отражают, кто в презентации PowerPoin, кто готовит реферат или web-страницу. А вместе - делают большое социально-значимое дело. Делают вместе, увлеченно.И в своем увлечении постепенно забывают о разногласиях, какие были между некоторыми школьниками до сих пор. И на их место приходит доброжелательность, согласие, умение жить и работать рядом, помогать друг другу, вместе радоваться, огорчаться. Как раз те качества, которые и называют толерантностью. И когда эти чувства перейдут в привычку - мы будем только радоваться, что работали не напрасно. Проект "Открытый урок толерантности" был отправлен в один из благотворительных фондов на конкурс, очевидно, что грант не выиграла. Другой "Балахна 530-летняя" я не стала отправлять. Хотелось бы посоветоваться с опытными педагогами, учителями информатики, истории, литературы, живописи. Можно ли реализовать такой проект, не нарушая школьных программ в условиях обычной школы. И если нет, то что в этом случае можно сделать, если эти ИТ в школе уже имеются?
|
8. ПАДАЛКО Татьяна Васильевна, 26 августа 2004 г. 14:14:56 |
Оценка: нет
|
|
>>>Можно ли реализовать такой проект, не нарушая школьных программ в условиях обычной школы.
А чем обусловлена такая задача? Мне казалось, что проект как раз и позволяет раздвинуть рамки школьной программы, да и вывести учащихся из стен здания школы, оставляя их в школе, которая из самой обычной может превратиться для ребенка благодаря участию в проекте в необычную, а то и самую лучшую.
|
9. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 14:38:53 |
Оценка: нет
|
|
Татьяна Васильевна! Вы сказали "откуда взялась проблема толерантности на педсовете?". Думаю, что о ней надо начинать говорить и в 1 классе, и тем более в старшем, когда дети выходят в Интернет. Интернет - большой мир, у каждого посетителя свои взгляды, свое отношение к миру. Первое, что надо сделать перед тем, как ребенку выйти в Интернет (учителю или родителю), надо объяснить правила поведения в этом мире, уважение к мнению других, соблюдение этики. А это и есть толерантность. Это как правила техники безопасности. Грустно сознавать, но первые выходы детей в интернет часто кончаются тем, что найдется хоть один, кто там обязательно "напачкает". А так же можно создавать и придумывать различные проекты по развитию и воспитанию толерантности. И при этом можно привлекать возможности ИКТ: конкурс рисунков, плакатов, презентаций и сайтов.
|
10. Бизяева Мария Арсентьевна, 26 августа 2004 г. 14:47:14 |
Оценка: нет
|
|
Уважаемая Татьяна Васильевна! >>>А чем обусловлена такая задача? Я не поняла вопроса. Для каждого учителя, который примет участие в проекте придется организовывать учебный процесс с самого начала. По каждому предмету существуют программы, утвержденные МО. И изменить, как мне кажется, мы не имеем права. И придется работать по утвержденному шаблону, забыв о проекте и о толерантности подрастающего поколения.
|
11. Бизяева Мария Арсентьевна, 26 августа 2004 г. 15:01:48 |
Оценка: нет
|
|
Людмила Алексеевна, Вы попали в точку. Работу по проекту как раз планирую организовывать с первого класса. Ведь у многих ребят дома есть компьютеры. И они уже давно в своем развитии и в изучении ИТ вышли за рамки существующих школьных программ. Осталось их только заинтересовать, увлечь общим делом. Хотелось бы организовать новый учебный процесс. В урочное время, забыв о том, что органы образования строго контролируют ход каждого урока. Может быть существует уже какой-нибудь другой способ обучения на уроках информатики?
|
12. ПАДАЛКО Татьяна Васильевна, 26 августа 2004 г. 16:16:22 |
Оценка: 89
|
|
Коллеги, я не против толерантности и обсуждения ее как проблемы здесь.
Только, кроме заданных уже вопросов (в том числе и самой себе), у меня появились новые:1. Как быть учителю, который работает с детьми-первоклашками, вышедшими в своем развитии за рамки существующих программ и в то же время убежден:>>> И придется работать по утвержденному шаблону, забыв о проекте и о толерантности подрастающего поколения.(см.10)? 2. Может ли заменить толерантность общую культуру человека? Ведь это неважно, где "напачкает" ребенок - в виртуальном пространстве интернета или реальном своей школы, улицы, дома.
---------------
Ну, и по поводу проектов: Всё, что я просмотрела в ГУру и в школах нашего города как проекты, убеждает меня в том, что именно учебные проекты позволяют педагогу раздвинуть рамки программ, а ребенку проявить свою творческую индивидуальность (которую ни в какую программу не уложить).
|
13. Бизяева Мария Арсентьевна, 26 августа 2004 г. 18:31:45 |
Оценка: нет
|
|
Нет сомнений, тема "Интернет и толерантность"- важна. И хотя уже на этапе обсуждения возникает много неразрешимых вопросов, все-равно хочется верить, что такие учебные проекты когда-нибудь будут успешно реализовываться в школах.
|
14. Рождественская Людмила Викторовна, 26 августа 2004 г. 20:15:21 |
Оценка: 83
|
|
Мне кажется, что если главной целью учебного проекта становится воспитание толерантности, или человеколюбия, или честности, или ..., то это на самом деле утопичная, недостижимая, ничем не измеряемая в условиях школьного проекта, цель. --------------------------- Ребята работают вместе, приобретают навыки командной работы, или навыки коллективно распределенной деятельности. При чем здесь толерантность? Почему мы например, не говорим, что воспитываем упорство, умение довести дело до конца, а именно зациклились на толерантности?
--------------- Я здесь вижу другую проблему: часто педагоги, ставя воспитательные цели, достижение которых принципиально неизмеряемо, выдают желаемое за действительное. Разве мало было такого педагогического начетничества, когда в советское время воспитывали настоящих строителей коммунизма?
------------------- Я совсем не хочу обидеть проявившихся здесь на форумах авторов проектов. Их работа важна! Более того, я сама горячая сторонница всяческих проектов в школе. Сама провожу их с ребятами. Например, живя в Эстонии, мы занимались темой ленинградской блокады. Но ставить именно "воспитание толерантности", как цель - как то не догадались.
|
15. Бизяева Мария Арсентьевна, 27 августа 2004 г. 7:13:36 |
Оценка: 86
|
|
Дорогая Людмила Викторовна. обид не будет. Мы все здесь педагоги, а значит толерантны. Я думаю мы созреваем для настоящего обсуждения. И к концу Интернет-педсовета каждый из нас внесет свою лепту в развитие самой важной темы в сети. "Интернет и толерантность" - очень актуальная тема. Когда говорим о толерантности - уже подразумевается наличие разногласий, противоречий, распрей, агрессий на различной основе. А школьная среда - подростки, необузданные, неудержимые,несозревшие, какими и должны быть - личности - прорвались в сеть Интернет. Школьные программы старые, отстали от века, не успевают за стремительной информатизацией страны. Для меня темы "Интернет и толерантность" и "Интернет и подростки" одно и то же. Необходимо срочно организовывать именно школьное Интернет-образование, чтобы помочь нашей школе созреть и измениться. Мы собрались здесь именно для этого. И проекты я готовила не просто учебные, а чтобы выиграть грант, деньги для школы, компьютеризации нашей с Вами школы.
|
16. Бизяева Мария Арсентьевна, 29 августа 2004 г. 21:06:12 |
Оценка: нет
|
|
Разговор предлагаю продолжить здесь!
|
17. Dan David Ab., 30 августа 2004 г. 18:45:13 |
Оценка: нет
|
|
А вот мнение Талмуда о толерантности: "“...Потому и был вначале создан один-единственный Адам [и от него одного пошел весь род человеческий], чтобы ты понял, что к губящему одного человека Писание относится, как если бы он погубил целый мир, а к спасающему одного человека Писание относится как если бы он спас целый мир... Человек чеканит монеты одним чеканом, и все они похожи друг на друга, а Царь царей, Пресвятой, благословен Он, чеканит каждого [рождающегося человека] чеканом первого Адама и ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый человек должен говорить: “мир создан ради меня” (Мишна, Санедрин, 4: 5)."
Райкин по этому поводу говорил в своих выступлениях: "пусть ребенок научится любить дерево в своем саду, а уж потом научится любить и общественное" (в те годы соотношение личное-общественное было очень актуальным).
Или вот еще: заповедь "люби ближнего своего как самого себя" обычно трактуют в сторону ближнего - что его надо любить. Совершенно выпадает вторая часть - любить как самого себя - значит, научиться любить себя (уважать, понимать...), и только после этого ты в состоянии полюбить так же другого человека.
Вот такая толерантность. Вот откуда копать приходится. В Вавилоне (законы Хамураппи) или у еттов этого нет!
|
|
|