Тема: Слабое звено в информатизации школы - это учитель?.

Вот уже почти 20 лет идет процесс информатизации образования. Почему так трудно и медленно происходит внедрение информационных технологий в практику школы, в чем порождено нежелание учителей-предметников использовать ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности? Только ли недостаток компьютеров в школе - причина всех бед? И только ли одними курсами ФИО и ИНТЕЛ можно решить эту проблему?
Автор: Шевцова Людмила Алексеевна  Статья
1. Савинков Сергей Иванович, 26 августа 2004 г. 9:57:30 Оценка: 79
Желание внедрить ИКТ-технологии в школьные курсы не совпадает с реальными возможностями: техническими и социальными. На наш взгляд информатизация школы, тем не менее происходит чрезвычано быстрыми темпами. За последние два года заметно оживился этот процесс, в него не хотят входить только учителя старшего поколения, новое поколение учителей получивших базовое информационное образование в ВУЗах в кратчайшие сроки решат эту проблему.
2. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 10:10:14 Оценка: 162
Не совсем с вами согласна, у меня есть примеры, когда учителя старшего поколения используют ИКТ, преодолевая свои страхи и недостаток опыта в работе с компьютером, а пришедшие в школу выпускники ВУЗов даже не заглянули в компьютерный класс. И в кратчайшие сроки мы эту проблему не решим! Если не предпринять ряд усилий и пустить в школе процесс информатизации "на самотек", ждать только приказов сверху.
3. Решетов Евгений Валерьевич, 26 августа 2004 г. 10:13:41 Оценка: 260
Не согласен с Вами Сергей Иванович, что в процесс информатизации "не хотят входить учителя старшего поколения", скорее наоборот, они смотрят на "ЭТО" с широко раскрытыми глазами и ртом. И по поводу нового поколения учителей, тоже не согласен, у большинства из них нет желания вообще работать в школе :) Так что тут ошибочка вышла :)
4. Селиванова Татьяна Николаевна, 26 августа 2004 г. 10:21:55 Оценка: 326
Не спорю, что в массе учителя, конечно, инертны: если начал сорок лет назад 2+2 обьяснять на счетных палочках остановиться трудно. Молодежь, тем более подкованая в компьютерах, в школе задерживается редко: а зачем? Денег-то не платят. НО! Не сбрасывайте так рано со счетов старшее поколение: интерес у них есть, работать они хотят и будут, учатся же, по крайней мере у нас в школе. А вот на молодежь как раз надежды мало, не держатся они за школу.
5. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 10:31:14 Оценка: 128
Вот, вот, правильно Евгений Валерьевич! Кстати, мы проводили анкетирование учителей - большинство из них понимают, что информатизация в школе нужна, но считают, что ИКТ нужны не всем и не на всех этапах учебно-воспитательного процесса, т.е. "ЭТО" их лично как бы не касается. Многие занимают положительно-инертную позицию. Нужно придумать, как заинтересовать учителей-предметников и, главное, показать, что "ЭТО" им лично ну просто жизненно необходимо.
6. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 10:38:26 Оценка: 169
Согласена с вами, Татьяна Николаевна, у нас в районе многие молодые учителя уходят из школы, особенно мужчины :(.
Будем надеяться, что наша зарплата не даст нам умереть с голоду. Но согласитесь, что если в школе - "болото", "меловая технология", то это энтузиазма учителю не добавит.
7. Селиванова Татьяна Николаевна, 26 августа 2004 г. 10:54:54 Оценка: 143
Людмила Алексеевна, как я с вами согласна! Очень, очень много зависит от администрации. Рыба гниет с головы, а школа - с администрации. Если информатизация не нужна начальству - любого энтузиаста погасят. С уважением.
8. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 11:08:13 Оценка: 195
У меня есть отличный рецепт "зажечь" администрацию. Могу всенародно поделиться. Записывайте! Любому администратору нужны успехи школы (грамоты, призы, лауреатство), если школа ему, конечно, не безразлична.
Далее. Необходимо организовать индивидуальную работу с теми учителями, которые не только положительно относятся к ИКТ, но и согласны потратить свои силы и время на то, чтобы: 1) создать мультимедийный проект (самолично или совместно с детьми) и отправить его на конкурс; 2) оформить свои методические материалы или научные исследования (если они есть) и отправить их на конференцию. Главное - не бросать учителя-предметника, вставшего на этот тернистый путь, помогать ему советами, организацией связи с Интернет и т.д. Многие интернет-конференции (например, Барнаульский университет) потом присылают грамоты (хорошо, если победителя, но и звание участника для 1-ого раза - то же неплохо). Затем не забудьте эти грамоты показать директору. Если интересно, могу продолжить...
9. Волкова Марианна Юрьевна, 26 августа 2004 г. 11:19:20 Оценка: 23
Процесс информатизации идет медленно, и мне кажется, что одна из главных причин все-таки отсутствие заинтересованности со стороны администрации, здесь я согласна с Татьяной Николаевной. Потому что все осовные проблемы: низкая зарплата, нехватка времени в принципе разрешимы, пусть не полностью. В силах заинтересованной администрации учителям, желающим активно участвовать в этом процессе, пойти на какие-то уступки: убрать классное руководство, не загружать  работой, не имеющей отношения к обязанностям (высвобождение времени), добавить какие-то проценты, премии. И я считаю, что здесь нужно действовать "сверху". Если в вышестоящих органах (РОНО, ГОРОНО) издать соответствующий приказ и спустить на школы - процесс информатизации пойдет быстрее. Будет свобода действий и стимул -  будут и результаты!  
10. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 11:31:55 Оценка: 259
Вот, вот. Опять эта старая песня "Барин к нам приедет, барин нас рассудит". Не люблю быть на положении бессловесного безликого безинициативного. А может лучше надо просто действовать? Вспомните басню про лягушку в молоке. Лучше решить, что именно и как надо делать, обменяться опытом работы и будут результаты! Не все так плохо, выход есть. Мы сами многое можем сделать, не дожидаясь приказа сверху! Сверху может быть только зарплата, а инициатива - снизу.
11. Мочнева Лариса В., 26 августа 2004 г. 14:05:12 Оценка: 264
Да, Людмила Алексеевна права: можно "зажечь" администрацию грамотами, призами. Каюсь, сама часто использую этот прием: жду середины года, участвую с детьми везде, где только можно, грамоты и призы тащу директору, и "на гребне успеха"  - кую железо не отходя от кассы. А когда директор добрый, можно что-то и протолкнуть. Успех - он ведь заразителен. Не стесняйтесь рассказать о своих делах, кто-то из коллег обязательно заинтересуется. А Ваше мнение на что? Вы же коллег тоже знаете, знаете, кто может откликнуться идти с Вами "в ногу". К счастью, в последнее время еще медиатеку в школы стали направлять. Вот это палочка-выручалочка для тех, кто не хочет, чтобы учитель был тормозом для информатизации. Мало организовать курсы ликвидации компьютерной безграмотности. Вы организуйте курсы просветительские; покажите товар лицом, идите на методобъединения, предлагайте провести кафедру в кабинете информатики. На педсовете тоже можно попросить 10-15 минут для демонстрации УМК с применением ПК. Если ждать, что ФИО и ИНТЕЛ что-то нам сделают, мы ничего не дождемся. ФИО прекрасно справляется со своими задачами (за что им великое спасибо, большую работу делают). А в школе нужно развивать то, что дали на этих курсах. Да, люди устали от безденежья, от нестабильности. Но ведь жить-то надо. И учить надо. Желательно, хорошо учить - это наша главная задача.
12. Шевцова Людмила Алексеевна, 26 августа 2004 г. 14:52:23 Оценка: 96
Спасибо, Лариса вам за хорошие слова. Честно скажу, мы все понимаем, что жить тяжело, начинается учебный год, а учителя пришли в школу с потухшими глазами. Но делать так, чтобы стало лучше, можем только мы сами. Кстати, у меня есть рецепт №2 (для того, чтобы "зажечь" администрацию). Администрация - это тоже учителя, ведь и они ведут какой-нибудь предмет. Организуйте хороших детей, кто умеет создавать неплохие презентации с приличными эффектами, попросите администратора дать материал для разработки мультимедийного проекта, а потом предложите его к использованию. Точно знаю, что ему захочется попробовать. Только имейте в виду, что готовое (чужое) программное обеспечение не подойдет. Надо создать презентацию четко под индивидуальную методику данного учителя. Особенно для начала "зажигания".
13. Федотов Валерий Павлович, 26 августа 2004 г. 21:59:38 Оценка: нет
8>> Могу всенародно поделиться. Записывайте! Любому администратору нужны успехи школы (грамоты, призы, лауреатство)
– Полностью поддерживаю!
И призываю не пропустить международную дистанционную математическую олимпиаду «Третье тысячелетие», которая уже в пятый раз будет проводиться в январе 2005г. Главное отличие от других подобных соревнований – в отсутствии отборочных этапов. К основному туру допускаются все желающие (в 2004г. – около миллиона участников из 55 стран).
14. Федотов Валерий Павлович, 26 августа 2004 г. 22:00:09 Оценка: нет
7>> Если информатизация не нужна начальству - любого энтузиаста погасят.
– Никак не могу согласиться. «Гасят» только там, где начальство настроено резко негативно (как правило, не к информатизации вообще, а именно к конкретному энтузиасту – на почве ли личного конфликта или по какой-то иной причине). Безразличие – наиболее типичное отношение начальства, оставляющее энтузиасту свободу действий и выбора.
15. Федотов Валерий Павлович, 26 августа 2004 г. 22:00:31 Оценка: нет
10>> Сверху может быть только зарплата, а инициатива - снизу.
– Очень точно!

16. Мочнева Лариса В., 27 августа 2004 г. 6:14:55 Оценка: нет
12>>
Проекты "под заказчика-учителя " в нашей школе мы создаем с детьми уже не первый год. Есть определенные результаты, складывается потихоньку медиа-база. Мы этот "крючок" давно нашли. Знаю еще несколько школ, где ведется такая же работа.
17. Шевцова Людмила Алексеевна, 27 августа 2004 г. 10:53:16 Оценка: нет
Правильно. Это очень эффективный путь. С одной стороны - привлекаем учителей, с другой - пополняется база медиатеки. Лично я вижу проблему "зажигания учителей" совсем в другм - это, как ни странно, очень низкая самооценка своих возможностей в освоении НИТ. Не могу понять, в чем тут дело. Самое главное, что этим "страдают" у нас в школе даже те учителя, которые уже стабильно применяют НИТ на уроках, и даже ведут дистанционное обучение. Мы, конечно, используем разные методы, чтобы заинтересовать учителей, создать мотивацию успеха, оказываем всемерную поддержку, но симптом "заниженной самооценки" - это как хроническая болезнь.
18. Косаченко Сергей Викторович, 27 августа 2004 г. 21:20:03 Оценка: 94
Самое слабое и не предсказуемое звено в компьютерной системе - человеческий фактор :), потому и придумывают/делают всякие там "защиты от дурака".
---
Но пользователь ИКТ - учитель еще и весьма самокритичен. Помните: "Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что знаю мало". Отсюда и самооценка заниженая. Значит задача школьной администрации, занимающейся развитием ИКТ в своем ОУ, всячески поддерживать своих учителей, применяющих ИКТ, а значит и строящих/создающих информационную среду школы. Пока это происходит фрагментарно, но HiTech свое все равно возьмет, потому что он более удобен и комфортен для создания новых образовательных материалов, чем ручка, тушь, гуашь и плакатные перья.
---
Мы поставили компьютер в учительскую. Просто так... не "напрягая" учителей ведением эл.журналов, созданием эл.пособий. Через полгода молодые его потихоньку освоили, через год старшее поколение, поглядывая на молодых, потянулось кнопки нажимать. Учитель - существо любопытное и самообучающее. :)
---
Про компьютеризацию всех и вся не скажу, но все должно проходить постепенно, без революций, но и выжидать смысла нет, пора компьютеры осваивать. Причем непросто осваивать, а максимум из них выжимать, повышать КПИ ("коэффициент полезного использования" (с)Мой, при использовании ссылку на меня делать обязательно :) ), т.к. через года три-четыре сегодняшнее поколение компьютеров безнадежно морально устареет. Так чего их беречь от учителей и учеников, смахивая пыль тряпочкой. Они должны дать максимальную отдачу за этот короткий промежуток. Пусть ученики и учителя ваяют на них картины, сайты, проекты, фильмы, пишут музыку, работают в интернете, верстают газеты и т.д. Потому что повысить КПИ компьютеров могут только их активные пользователи! А потом потребуется уже другое поколение компьютеров под другие задачи.
---
Моисей свое племя по пустыне 40 лет водил, чтобы умерло поколение познавшее рабство. Не знаю как у Вас, а у меня "лишних" 40 лет жизни нет. :)
19. ПАДАЛКО Татьяна Васильевна, 29 августа 2004 г. 7:00:59 Оценка: 98
>>>Только ли недостаток компьютеров в школе - причина всех бед? И только ли одними курсами ФИО и ИНТЕЛ можно решить эту проблему?
-------

У нас краевой ИПК создал несколько ресурсных центров дистантного образования(РЦДО). Самыми первыми и важными курсами в них являются "Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога", они не дистантные, но готовят к использованию компьютера и ИКТ в разных ситуациях.
--------
Наш РЦДО проводит курсы на базе школ, объединяя в группе представителей администрации, и учителей разных предметов.

--------

Поскольку курсы проведены в нескольких школах, можно сделать некоторые выводы в связи с заданными вопросами:
--------
Есть проблемы психологического плана, которые легче снимать именно в такой разнородной группе, хотя именно такая разнородность обусловливает некоторую конфликтность первых занятий, когда начинаем анализировать, как используется компьютерный класс и имеющиеся компьютеры; вот здесь-то и выясняется, что в основе барьеров не возраст а позиционно-ролевые и межличностные отношения в коллективе.  
---------
Есть проблемы организационного плана, когда выясняется, что имеющиеся в недостатке комьютеры используются нерационально ( в том числе и по причине, указанной у Сергея Викторовича - "целее будут, если закрыть на замок класс и периодически стирать с них пыль).

----------
Есть проблемы содержательного плана, когда выясняется, чем отличаются, например, курсы пользователей, которых очень много в городе, от курсов РЦДО. В ходе курсов каждый слушатель создает свой проект использования ИКТ в своей профессиональной деятельности.
----------
Как результат рассматриваем не только овладение учителями ИКТ и желание их работать с компьютерами, но и более рациональное использование класса, расписание, позволяющее работать в нем учителям-предметникам, объединение учителей с учащимися (которые часто более "продвинуты" за счет домашних компьютеров) в клубы.
Не было такой школы, в которой во время курсов и после них не захотели бы приобрести компьютер домой. Преподаватель информатики консультирует в таком случае по поводу разных возможностей приобрести его (ведь он совсем не обязательно сразу должен быть "крутым", последней модификации и т.п.)
Заявки на такие курсы делают руководители школ.
А курсы в региональном центре ФИО тоже идут, и учителя, прошедшие их там, теперь не растворяются неподготовленной средой школы, а повышают КПИ(См.С.В.Косаченко) использования компьютеров.
----------
Выход в интернет, правда, есть только у очень мотивированных и предприимчивых учителей и коллективов, которые находят такие возможности самостоятельно и обязательно вместе с детьми.
  

20. Galagan Sergei Igorevich, 29 августа 2004 г. 19:27:44 Оценка: 97
Помоему наоборот, растет и крепнет вал желания прменять, иметь технику, ПО, доступ... Какое уж тут нежелане, медлительность, если не все желающие, обученные и умеющие реально учителя имеют возможность на уроке вовремя применить?! Ученики, семьи вообще почти 100% компьютеризированы, школы ОТСТАЮТ!!! Учителя стремяться, должны на опережение, реально часто на пальцах языке да меле работают...
21. Селиванова Татьяна Николаевна, 30 августа 2004 г. 15:51:20 Оценка: нет
На -14. А если так оно и есть? Что делать, если администрация из принципа не позволяет? Научите.
22. Шевцова Людмила Алексеевна, 30 августа 2004 г. 22:21:07 Оценка: нет
На -21. Смотрите рецепт в -8. Помогает!
23. Шевцова Людмила Алексеевна, 30 августа 2004 г. 22:24:40 Оценка: нет
Ну вот, неделя пролетела, педсовет закрывается. Проблем много, о них так или иначе говорили все участники. Что же главное? Давайте попробуем подвести итоги: чтобы процесс информатизации "пошел" в школах, нужны условия. Он, конечно, медленно и постепенно сам будет двигаться, но Сергей Викторович правильно сказал - если ждать, жизни не хватит. Надо что-то делать! Надо создавать в школе условия, при чем создавать их "сверху" и "снизу". Сверху должна идти помощь, финансирование, техника, штатное расписание, централизованное обучение учителей и администрации. Снизу - все эти начинания надо подхватывать, поддерживать. А кому? Конечно, учителям! Если учитель не подхватит, вот и получим "слабое звено". А чтобы цепочка не порвалась, учителей надо заинтересовать, помогать, показать эффективность ИКТ не на словах, а на деле. Иначе учитель, вернувшись с курсов, покажет с гордостью созданный там проект и уберет его как реликвию на дальнюю полку. Использование ИКТ в школе должно быть не показушным, а в системе. В школе должен быть если не целый класс свободного доступа, то, хотя бы, мобильный компьютер с мультимедийным проектором. Практика показывает, что этого на первых порах хватает. В нашей школе, таких комплектов уже два и они на расхват. Теперь можно директора убеждать, что нужен специальный мультимедийный класс. Но самое главное - в школе должны быть постоянно действующие разноуровневые курсы, мы их называем "поддерживающее обучение", где учитель всегда может получить разноуровневую помощь и консультацию. Конечно, велика роль учителя информатики в школе. От его активности и желания работать зависят многие факторы процесса информатизации школы. Если он - равнодушный человек, проблем будет гораздо больше. И еще один немаловажный фактор - это ученики. Их инициативу, творчество, неиссякаемую энергию можно направить на благо школы, на создание школьной медиатеки. Коллеги, согласитесь, что сотрудничество учителей-предметников и учащихся в самых разных формах деятельности в условиях информатизации - это большая сила. Здесь происходит сплав опыта преподавателей с творчеством учащихся. В процессе создания совместных проектов выигрывают все - и учителя, и учащиеся, и весь процесс информатизации школы в целом. Поэтому, участие в различных сетевых мероприятиях очень хорошо сказывается на заинтересованности учителей в изучении и применении ИКТ  школе. Хочется сказать спасибо организаторам фестивалей и конкурсов, сегодняшнего августовского педсовета, пожелать всем отличной связи в Интернет, удачи и большой зарплаты.