Тема: Можно ли на этом заработать? (самоокупаемость, поиск спонсоров).

Говорят, что заработать можно на всем, нужна лишь правильная PR- компания. Многое зависит от принципиальности разработчиков, которые не желают связывать свое «имя» с чьей-то вывеской, обеспечивающей финансирование. Возможна ли самоокупаемость образовательного проекта? Если не находятся спонсоры, то может их просто не умеют искать? Где и как могут найти спонсоров проекты, имеющие образовательную направленность? Как и какие силы можно убедить в том, чтобы в образовательный проект вкладывались деньги? Или в какие образовательные проекты готовы вкладывать деньги спонсоры. Опыт проектов, «вставших на ноги» может дать ответы на эти вопросы.
Автор: Туранова Лариса Михайловна 
1. Кузнецов Евгений Васильевич, 28 августа 2004 г. 15:12:13 Оценка: 94
Скажу коротко: нельзя. На образовании в нашей стране не заработаешь.
2. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:13:59 Оценка: нет
Позвольте поделиться отрицательным опытом (моим и Сороса)!
В 1994-99гг. весьма популярными были Соросовские олимпиады по математике, физике, химии и биологии. В отличие от «официальных» олимпиад, к их наиболее массовому второму туру допускались все желающие (без предварительного отбора). Именно это обстоятельство повысило их популярность,  что привело к резкому росту числа участников. В итоге самому Соросу стало не по карману их финансирование по его же собственным нормативам. После срыва нескольких туров было объявлено о прекращении программы.
В Оргкомитете и жюри Соросовских олимпиад трудились вполне нормальные люди: нет денег, не будет и олимпиады. Но критическую массу ненормальных к тому моменту накопил Международный заочный математический кружок, куратором которого в России я являюсь с 1995г. Нижестоящие (региональные и школьные) кураторы буквально забросали меня письмами с единственным лозунгом: "Олимпиада нужна не Соросу, а нам самим". Заново создав организационную структуру и жюри, мы сохранили регламент массового тура, уровень трудности задач и условия участия в олимпиаде.
Не буду скрывать: поначалу были иллюзии, что быстро найдем спонсора с амбициями Сороса. Три года интенсивно искали, но на пятый плюнули уже окончательно. Отказались, либо заволокитили обсуждение даже такие монстры, как Интел и Майкрософт (при том, что технический директор московского Майкрософта - мой же ученик Игорь Агамирзян).
Так что не только доходы нулевые, но многие кураторы фактически стали единственными спонсорами олимпиады в своих школах и регионах. Учителя не только берут на себя почтовые расходы, но часто даже покупают подарки, чтобы наградить лучших своих учеников.  
3. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 15:14:35 Оценка: нет
Коллеги, так же хочу обратить внимание на "прямые" и "косвенные" заработки.

Под "прямым" можно понимать, когда непосредственно под проект идет финансовая или мат-техническая поддержка.

А "косвенные", когда организаторы проекта получают какие-то бонусы не под проект, а благодаря ему. В качестве примера могу привести самого себя. Положа руку на сердце, то успехи моей карьеры (в т.ч. и з/п естественно) происходят во многом благодаря именно сетевым проектам.
4. Беспалова Лариса Валерьевна, 28 августа 2004 г. 15:15:43 Оценка: нет
По-моему не только на образовании, но и на любом интеллектуальном прдукте на жизнь не заработаешь(именно в нашей стране):(
5. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 15:18:56 Оценка: 61
Что касается "прямых" заработков, то заработать можно. С категорической позицией Евгения Васильевича не соглашусь.

Да, согласен, что это сложно. Да, согласен, что призовой фонд это не весь проект и есть, может, и менее затратные, но жизненно необходимые статьи расходов. Но заработать можно. Ибо на одном энтузиазме проект не сможет существовать длительное время.
6. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:18:57 Оценка: нет
4>> на любом интеллектуальном прдукте на жизнь не заработаешь
- Однако, на чем зарабатывает МайкроСофт?
4>> именно в нашей стране
!
7. Туранова Лариса Михайловна, 28 августа 2004 г. 15:22:54 Оценка: нет
Но "Эйдос" зарабатывает на образовании?
8. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:30:55 Оценка: нет
7>> "Эйдос" зарабатывает на образовании?
- Сколько зарабатывает, спросите у "Эйдоса". А сколько теряет потенциальных участников - сравните с олимпиадой «Третье тысячелетие». Ее аудитория, как минимум, в сотни раз шире суммарной аудитории нескольких десятков олимпиад "Эйдоса".
9. Мочнева Лариса В., 28 августа 2004 г. 15:31:33 Оценка: 56
К сожалению, реалии сегодняшнего дня у нас в стране таковы, что спонсорам выгодно вкладывать деньги в те проекты, которые приносят если не мгновенный, то хотя бы не отдаленный во времени доход. А образование - это та сфера деятельности, где результат ждут порой годами. Как и наука.
Для того, чтобы почувствовать "доходность" проекта, нужно иметь коммерческий талант, уметь просчитывать ситуацию. А это - как любой талант - вещь не серийная.
10. Беспалова Лариса Валерьевна, 28 августа 2004 г. 15:33:42 Оценка: нет
Интеллектуальный продукт может приносить деньги, но соразмеримы ли она с затратами. Валерий Павлович, если бы у МайкроСофт были только образовательные продукты, не сильно бы они разбогатели
11. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 15:34:08 Оценка: нет
Очень хороший пример "Эйдоса" привела Лариса Михайловна. Вот только как именно зарабатывает "Эйдос"?.. Давайте посчитаем стоимость среднего сетевого проекта и посмотрим сколько можно взять оргвзносами? "Эйдос" берет оргвзносы круттые (с каждого участника), Воронежские олимпиады по-проще (с команды)... 50 рублей с команды, команд пусть 30 будет - 1500 рублей... Проект идет пару месяцев: Интернет, поощрение организаторм... :-/

Набирать больше команд - одному кооридинатору сложно справиться, берется партнер и денюжку уже пополам делить приходится...
12. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 15:38:54 Оценка: нет
на 10. Мы чего-то пошли не в ту степь... :) Я, работая в медиа-издательстве могу подтвердить, что прибыль на одних образовательных продуктах не получишь. Однако, хорошие идеи стоят дорого. На той неделе, вроде, была статья в "Комсомолке" пятничной о том, как заработать миллион долларов. Продажа идей там была не на последнем месте. Вот только действительно дело это не серийное. Не у каждого идеи рождаются. И еще меньшему числу людей удаются свою идею выгодно продать. К тому же, какая может быть идея в сетевом образовательном проекте?! В смысле для потенциального покупателя...
13. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:42:15 Оценка: нет
9>> чтобы почувствовать "доходность" проекта
- Однако доходность (без кавычек!) не одними рублями измеряется.
Тем более в образовании!
14. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:43:16 Оценка: нет
13+++
Кстати, "новые русские" самыми перспективными считают именно инвестиции в образование. С чего бы это?
15. Мочнева Лариса В., 28 августа 2004 г. 15:43:37 Оценка: 152
Интересно было бы узнать мнение представителей компаний "К&М", "Просвещение-Медиа", насколько доходно производство образовательных медиа-ресурсов? Хотя, если они до сих пор выставляют на продажу все новые ресурсы, наверное, не загибаются. А станут ли они миллионерами - время покажет.
16. Кипелов Константин Александрович, 28 августа 2004 г. 15:46:12 Оценка: нет
Я думаю что можно, только надо чемто заинтересовать спонсора - а это уже сложно зделать
17. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:46:20 Оценка: 90
10>> если бы у МайкроСофт были только образовательные продукты, не сильно бы они разбогатели
- Смею заметить, что ВСЕ продукты МайкроСофт - образовательные.
Как минимум, в том смысле, что невозможно начать их использовать, не научившись чему-то новому.
18. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:46:49 Оценка: нет
17+++
А сертификационные экзамены МайкроСофт - это вообще отдельная песня.
19. Хохлова Лариса Михайловна, 28 августа 2004 г. 15:49:53 Оценка: нет
О какой доходности может идти речь в образовании. Один энтузиазм и фанатическая любовь к своему проекту.
20. Мочнева Лариса В., 28 августа 2004 г. 15:52:53 Оценка: нет
19>>
О финансовой доходности, конечно, нет. Только - моральное удовлетворение, и слезы тихой грусти - на пенсии.
21. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 15:54:00 Оценка: нет
19>> О какой доходности может идти речь в образовании.
- Повторюсь:
13>> доходность не одними рублями измеряется.
- Ученики - гораздо более дорогостоящий "капитал".
22. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 16:00:54 Оценка: нет
Вернемся к "Эйдосу" :-) Посомотрел на сайте и чуть в осадок не выпал... Цены на участие:

1 человек - 239 рублей (без налогов)
команда от 10 чел - по 139 за каждого
есть даже "Абонемент" (от 400 участников) - по 69 руб. с человека

А теперь скажите, много ли учащихся в вашей школе готовы заплатить 239 рублей за участие в одной олимпиаде?

Хотя по опубликованной статистике, например, в 2004 году в олимпиаде по английскомй яз. было свыше 1000 участников.

Наверное, действительно, они неплохо зарабатывают. И идеи, положенные в основу эвристических олимпиад отличные...
23. Савкина Лариса Юрьевна, 28 августа 2004 г. 16:05:31 Оценка: нет
21>> Ученики, конечно же, самый важный "капитал" для учителя. Именно воспоминания о них и вызывают потом "слезы тихой грусти на пенсии"(20>>). Но, чтобы дожить до этой пенсии, одних воспомананий и марального удовлетворения не достаточно.
24. Хохлова Лариса Михайловна, 28 августа 2004 г. 16:05:42 Оценка: нет
21>> Согласна с Вами, но к сожалению,"этот дорогостоящий капитал" действительно оценивается на пенсии, как заметила моя теска Мочнева Лариса В.
25. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 16:08:42 Оценка: нет
на 15: Я уже писал, что образовательные продукты (если их по божеским ценам продавать) капиталу не принесут. У "Просвещения-медиа" за спиной издетельство "Просвещение с, сами понимаете, какими оборотами по книгоизданию (в т.ч. и учебников). У "1С" кроме "Репетиторов" есть еще бухгалтерские программы и т.п. "Кирилл и Мефодий" не знаю, чем живет :) Иными словами, бизнес имеет возможность перемещать средства из прибыльных проектов в другие. А школе какие деньги перемещать?..
26. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 16:15:33 Оценка: нет
А вот собственно интересно, сколько стоит проект? Кто из авторов/координаторов тут есть расскажите?

Проект складывается из: з/п (поощрения) организатора/координатора(ов), технического обеспечения (организация рабочего места), оплата Интернета и электричества, призовой фонд и накладные расходы (почтовые, бумага, чернила и т.п.).

Что бы понять, можно ли заработать или окупаться, надо знать, сколько надо чего, что бы проект зажил.
27. Мочнева Лариса В., 28 августа 2004 г. 16:16:15 Оценка: нет
22>>
Да, деньги играют большую роль. Мы два года участвовали в Эйдосовских олимпиадах (причем, иногда по 65 человек в туре, занимали призовые места). В прошлом учебном году не стали участвовать по двум причинам:
1. Стало дороже, родители начали потихоньку выражать, мягко говоря, недоумение.
2. Мне, как инициатору, стало некогда заниматься этим - так сложились обстоятельства (это к вопросу - есть организатор, дело идет, ушел - заглохло).
Скажу честно, задания в Эйдосовских олимпиадах вызывают большой интерес как детей, так и учителей. Может, стоит прислушаться организаторам к мнению народа: снизьте стоимость участия, получайте "прибыль с оборота" - я уверена, участников станет больше.
28. Ведущий, 28 августа 2004 г. 16:16:51 Оценка: нет
Вообще-то мы говорим об образовательных проектах..... продукты это немного другое.
29. Ведущий, 28 августа 2004 г. 16:23:11 Оценка: нет
на 22. Я попробовала посчитать сколько мы могли бы зарабатывать на Детском Интернет Фестивале... если установить оплату участия команд.....
по расчетам мне не хватило даже з/п, не говоря уже о призовам фонде и о других расходах на обслуживание проекта
30. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 16:38:48 Оценка: нет
на 29. Согласен. Аналогичная картина была с Дистанционными обучающими олимпиадами (http://eduland.ru) Одно время пошла мода на оплату, но что бы окупать проект... Не выходило. Действительно, ДОО идет 4-5 месяцев и требует вполне не шуточной работы кооридинатора и ведущего. А эта работа - совсем отдельная работа от той за которую платят учителю или методиску (которые выступали в качестве ведущих)...

Ведет олимпиаду не просто учитель, а хороший учитель. Он тратит часов 6 в неделю личного времени на работу в проекте. Занимаясь репетиторством (например, в Москве) вполне можно заработать за это время почти 1000 рублей!..

Вот и сколько ему надо предложить, что бы он бросил репетиторство и пришел ДОО-проект проводить?..
31. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 16:38:58 Оценка: нет
29>> попробовала посчитать сколько мы могли бы зарабатывать на Детском Интернет Фестивале
- И я попробовал!
По расценкам, действовавшим у Сороса, получается за 60 миллионов зеленых только по зарегистрированным участникам. Это около десятка членов жюри и порядка четырехсот кураторов в разных странах.
32. Кузнецов Евгений Васильевич, 28 августа 2004 г. 16:39:13 Оценка: нет
Для того, чтобы поддерживать ИнтерГуру в рабочем сотоянии и развиваться согласно утвержденным планам, необходимо $60 тыс. в год, для Интернет-Фестиваля - $40 тыс. На сегодняшний день
33. Хатьков Николай Данилович, 28 августа 2004 г. 16:39:57 Оценка: 51
Образовательный рынок просто не может не быть богатым - каждый получает образование. Счас переходный период. Однако ж уже не так воспринимается платное образование, как э то было раньше - все постоянно искали бесплатное. Вот и ответ на этот вопрос - как только Вы будете внутренне согласны платить, то дело пойдет. А на это конечно накладывается еще и эффективность этого дела - если родителей не смогли убедить престижностью, важностью и др., тут ничего не поделаешь - рынок. Вон посмотрите - медики то как ожили, замучили своими прикормками, вот когда также будет и с образованием - станет лучше в деньгах. У правительства денег не будет никогда на это дело в достаточном количестве - не забывайте в какое время живем и то, что будут выдавать - все по минимуму. Так же развиваться будет и этот рынок - все ж на него худо-бедно, но есть спрос. Наша задача и состоит в том, чтобы лучше и качественне предлагать свои услуги, гораздо лучше, чем у соседа в школе.
34. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 16:52:09 Оценка: 62
33>> медики то как ожили, замучили своими прикормками
- Берем пример с Узбекистана?
Их президент Каримов открытым текстом сказал: "Государство пока не может дать достойную зарплату учителям и врачам. Однако у них есть возможность самим взять все недостающее."
(отдельные слова могут не совпадать при переводе с узбекского, но смысл я сохранил максимально точно)
35. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 16:58:46 Оценка: нет
Дык, получается, что 239 рублей за олимпиаду не дорого, если час занятий с хорошим репетитором стоит 150-200 рублей (в Москве)...
36. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 17:02:52 Оценка: нет
на 32. И кто ж интересно выделяет 60 тыс.$, если даже планы утверждены... Это бюджетные деньги или вы сами их еще где-то добываете? Было бы весьма интересно для других регионов.
:
Красноярский край в последние годы дал хороший старт в Интернет. Было бы интересно узнать, в чем причины успеха?..
37. Ведущий, 28 августа 2004 г. 17:03:28 Оценка: нет
31. Я посчитала свой проект....Детский Интернет Фестиваль, у нас таких денег не возможно заработать только на орг. взносе
38. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 17:03:51 Оценка: нет
33>> Дык, получается, что 239 рублей за олимпиаду не дорого
- Очень дорого! Это же не штучная работа, а массовое мероприятие.
Хотя именно из-за таких цен и рискует превратиться в совсем штучное.
39. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 17:05:05 Оценка: нет
38+++
И далеко не все в Москве. В других регионах - другой масштаб денег и другой уровень спроса на образовательные услуги.
40. Мочнева Лариса В., 28 августа 2004 г. 17:07:08 Оценка: 70
ДА, 239 рублей для "глубинки", где доходы более чем скромные, - это много. Для города типа С-Пб, Москва и др. - вполне соразмерные расходам на образование любимого чада. Конечно, надо бы учитывать место проживания участников...
41. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 17:09:57 Оценка: нет
36>> И кто ж интересно выделяет 60 тыс.$,
- Нам 60 млн.$ (см. 31) никакой Сорос, увы, не выделяет. Получается, что мы сами их зарабатываем:
1) выполняя на общественных началах работу, за которую никто не платит,
2) за счет экономии от переноса рассылки заданий из обычной почты в интернет.
Но зарабатываем не в карман, а на реализацию собственного проекта.
Какие мы богатые, однако!
42. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 17:12:30 Оценка: нет
40>> Для города типа С-Пб, Москва и др. - вполне соразмерные расходам на образование любимого чада
- Не ставьте знак равенства между СПб и Москвой. Наши цены на этом рынке в среднем вдвое ниже московских. Но при этом раз в пять выше, чем вдали от Питера в своей же области.
43. Кузнецов Евгений Васильевич, 28 августа 2004 г. 17:13:59 Оценка: нет
Андрей, если я расскажу регионам, где мы добываем деньги, то нам денег уже не хватит. Потому что регионы тоже там начнут их добывать.:)
44. Калеников Андрей Викторович, 28 августа 2004 г. 17:22:28 Оценка: нет
Евгений Васильевич, не надо точного адреса :-) Просто структурно хочется понять.
:
А-а... вижу, вон у вас внизу написано (с) АНО "Компьютер и дети"... Примерно знаю, откуда берутся в таких местах деньги :) И понятно, что на всех там не хватит.
:
В итоге сухой остаток (и горький) - все завит от денег. Нету денег, нету проекта...
45. Федотов Валерий Павлович, 28 августа 2004 г. 17:26:36 Оценка: нет
40>> АНО
- От слова АНОмалия?
46. Кузнецов Евгений Васильевич, 28 августа 2004 г. 17:33:11 Оценка: нет
Да, наверно, таких проектов, как у нас, без денег не сделаешь. Но все-таки, я бы не стал сильно огорчаться. Потому что главное, все-таки, все равно не деньгах. Я знаю организации, которые денег по разным федеральным программам получили немало. И задачи у них стояли, похожие на наши. Но проектов их мы не видим, кроме бесконечных собраний ссылок. И, думаю, не увидим. Главное - в людях и идеях. Поэтому надо собирать, беречь и лелеять идееносцев - тех, кто может что-то придумать. Это наш образовательный КЛАД, В них все дело
47. "Редюхин RisC.Net Владислав", 28 августа 2004 г. 22:36:15 Оценка: нет
Андрей, я далек от Вашей практики, но скажите, почему обдастные администрации содержат большущий штат разработчиков и реализаторов их систем управленческого учета?
---
Конечно системы типа R3, стоящие миллионы долларов им в отличие от РАО ЕЭС не потянуть. Но и большую часть рутинных работ могли бы взять на себя продвинутые школы конкурируя по срокам и стоимости. Это связано с тем, что сейчас все губернаторы стоят перед проблемой сокращения бюджета и кадров.
----
Могут школы им в этом помочь?
  
48. Бизяева Мария Арсентьевна, 29 августа 2004 г. 5:10:43 Оценка: 87
Полностью солидарна с теми, кто считает, что на образовании нельзя заработать. И мне небезынтересно, как же все-таки еще существуют семьи, в которых главы семей -учителя. Предлагаю создать в нашем Интернет-государстве, да и в Москве, на Красной площади, у Кремля уже при их жизни "Памятник учителю-мужчине"
49. Galagan Sergei Igorevich, 29 августа 2004 г. 14:27:25 Оценка: нет
Странно, больше 500- 1500$ на всех за проект нам собирать не удавалось, да и то больше на призы... и работает.
50. Galagan Sergei Igorevich, 29 августа 2004 г. 14:31:42 Оценка: нет
Из мужчин в школе остался я один, но чем больше читаю о зверских планах  по реформе организации работы и оплаты учителям, тем больше задумываюсь о формах заработка, а то и работы на стороне... Пока ясно, что образовательными проектами не заработать.
51. Galagan Sergei Igorevich, 29 августа 2004 г. 14:38:42 Оценка: нет
На 35. Дорого. За Репетитора и 20-60$  выложат за занятие некоторые родители не задумываясь(реальные цены информация от выпускников этого года), да что там сам за английский ребенку 10 плачу!
Тут просто разные цели на кону.
Одно дело грамота за нечто интересное, другое - судьба, будущее.
52. Galagan Sergei Igorevich, 29 августа 2004 г. 14:43:07 Оценка: нет
Кстати, частые участники платных олипиад ученики частных школ. Оплачивают централизовано и за ценой не постоят... Шансы в обычных олимпиадах у них часто весьма скромные, вот и ищут способ выделиться оплачивая хоть громкие, известные названия...
53. Селиванова Татьяна Николаевна, 30 августа 2004 г. 13:15:33 Оценка: 93
На образовательных проектах можно заработать за счет государства.